Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 18 ноя 2018, 17:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 18 июн 2011, 01:56 

Зарегистрирован: 11 июн 2011, 10:38
Сообщения: 60
Семён Скрипкин писал(а):
Совсем было собрался сделать десятиструнник с гитарными колками, да задумался.
Что считать правильным строем для гуслей? Чисто визуально кажется, что он должен быть хроматическим ( по полутонам ), но в этом вроде бы нет смысла. Если бы он был диатоническим, то восьмая струна должна быть вдвое короче первой, а этого не наблюдается. Как играли на гуслях? Этот вопрос остается открытым. Очевидный ответ – что пели, так и играли. Почему на Руси так популярны три блатных аккорда? Am – минорная ( грустная ) тональность, но цыганочка и частушки – это веселая плясовая, хотя исполняются в Am.
Вот три основных аккорда Am:
Am - ля, до, ми
Dm - ре, фа, ля
E7 - ми, соль#, си, ре
Из четырёх нот E7 можно играть любые три. Тогда можно использовать такой строй: C D E F G# A.
Если добавить G, то получится C D E F G G# A. Такой строй позволяет составить все 6 аккордов для Am: Am, Dm, E7, C, F, G7. Замечу, что такой строй ближе к хроматическому, не хватает C#, D# и F#. А может десятиструнник и имеет хроматический строй?
Так при хроматическом строе выглядят аккорды в Am:
Am-1,5,10
Dm-3,6,10
E7-3,5,9
C-1,5,8
G7-3,6,8
F-1,6,10
Можно добавить еще один редко встречающийся аккорд-
A – 2, 5, 10
Вот вам и смысл хроматического строя!
Я понимаю, что нельзя 5-ю пальцами зажать 7 лишних струн, но скорее всего славяне расширяли академические аккорды благозвучными тонами, убирая лишь диссонирующие. Хроматическая гамма сама по себе очень благозвучна и очень подходит к гуслям.
Здесь на форуме отмечалось, что струн на гуслях было самое большее около 12, а ведь 12 нот это полный хроматический ряд. Возможно, что наряду с диатоническим строем были гусли и с хроматическим. Очень просто отличить одни от других визуально. При диатоническом строе 8-я струна должна быть вдвое короче первой, при хроматическом – лишь 13-я.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 18 сен 2011, 09:27 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Сначала собирался послать это Вадиму в личку, но потом подумал, что это может заинтерисовать и других. Напомню суть предложения Вадима:

«Была у меня когда-то мысль, но я ее в долгий ящик отложил из-за замороченности.
Суть в том, чтобы струны пускать не параллельно деке, а под углом. Причем целые ноты - слева направа вниз, а "черные клавиши" - им навстречу, справа. Получается - ни одна нота не пропускается. Диапазон - ну, насколько доски хватит Таким образом, можно легко сыграть аккорд на целых и на половинках.. В середине инструмента они получатся на одной высоте - можно сыграть и там, хотя расстояние между струнами будет в 2 раза меньше.
Кроме того, можно попробовать в качестве встречных использовать не бемоли, а более толстые струны, настроенные в унисон через октаву. Корпус, правда, придется делать покрепче.

И что б вы думали? Хорошие идеи в воздухе витают, просто надо их поймать. Оказывается, на подобных шлемовидных гуслях играет известная московская исполнительница Любовь Басурманова. Она к нам в Питер приезжала на гусельный фестиваль недавно.»

Дмитрий Парамонов вКонтакте предложил поискать гусельные наигрыши в сохранившихся наигрышах для двухрядной гармони. Я не играю на двухрядке, но насколько знаю, расположение кнопок в правой руке такое –
До – в первом ряду, Ре – вовторм;
Ми – в первом ряду, Фа – во втором;
Соль – в первом ряду, Ля – во втором;
и т.д. …….
Получается, если взять подряд три кнопки сверху – вниз в первом ряду получится ДО, Ми, Соль – а это тоническое трезвучие До мажора. А если взять подряд сверху – вниз три кнопки во втором ряду, получится Ре, Фа, Ля – а это субдоминантовое трезвучие параллельного минора. И т. д. все шесть аккордов.
Так вот, если взять строй C#DEFGAHЬCDEFG, или строй G#AHCDEFGAHCD, и пустить струны через одну под углом, как предлагает Вадим, то наловчившись ударять медиатором по трем последовательно выпирающим струнам, можно выбивать все шесть аккордов не прижимая струны пальцами.
Вот как будут выглядеть эти аккорды для строя
C#DEFGAHЬCDEFG – в тональности Ре минор и Фа мажор
(G#AHCDEFGAHCD – в тональности Ля минор и До мажор)

1 3 5 – A7 (E7) – доминантсепт минор
2 4 6 – Dm (Am) – тоника минор
4 6 8 – F (C) – тоника мажор
5 7 9 – Gm (Dm) – доминанта минор
7 9 11 – HЬ (F) – субдоминанта мажор
8 10 12 – C (G) – доминанта мажор

Скорее всего на концерте Вадим видел именно такие гусли. Пожалуй такие гусли смело можно назвать двухрядкой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 19 сен 2011, 00:31 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Так, как "между строк", смешное сочетание слов для сценического псевдонима исполнительницы народных русских песен - Любовь Басурманова. :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2011, 21:38 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
http://www.gusli.by/rus/lessons.html

Аккорды

Рассмотрим наиболее часто применяемый сегодня в традиционных 11-струнных гуслях строй:
G A C D E F G A HЬ C D
или с си-бекаром:
G A C D E F G A H C D


До мажор (1 3 5 7 10)

Основной мажорный аккорд для рассматриваемого строя. Как правило все мажорные наигрыши исполняются именно в этой тональности. Часто в белорусских и латышских танцах мелодия выщипывается в сопровождении только двух аккордов: до мажора и ре минора с басом соль.

Часто для мажорных наигрышей используют разновидность строя с си-бекар (9-я струна).

Другой популярной мажорной тональностью для этого строя является фа мажор.


Ре минор (2 4 6 8)

Основной минорный аккорд для рассматриваемого строя. Большинство минорных наигрышей исполняются именно в этой тональности. Много белорусских минорных народных песен исполняются под аккомпанемент всего нескольких аккордов: ре минора и соль минора. Так же аккорд до мажор нередко следует за ре минором в аккомпанировании белорусским мелодиям.

Часто для минорных наигрышей используют разновидность строя с си-бемоль (9-я струна).

Другой популярной минорной тональностью для этого строя является ля минор.


Ре минор полный (2 4 6 8 11)

Это разновидность аппликатуры для ре минора, когда есть необходимость добраться до 11-ой струны (верхнее ре), тогда большим пальцем левой руки можно изловчиться и заглушить сразу две струны 9-ю и 10-ю.

Это аккорд эпизодический, часто не встречается, потому как очень неестественно приходится выворачивать левую руку.


Ре минор с басом соль(1 4 6 8)

Редко где встречается, за исключением мажорных танцевальных наигрышей, где обычный ре минор показался бы слишком контрастно минорным. В то время как ре минор с басом соль звучит очень весело.

Традиционно используется в латышских танцах.


Ля минор (2 3 5 8 10)

Используется редко: как правило, только если играть в тональности ля минор. Для этого используют разновидность строя с си-бекар (9-я струна).


Фа мажор (2 3 6 8 10)

Часто встречается практически во всех тональностях. Так же фа мажор является одной из возможных мажорных тональностей для гуслей этого строя.


Соль минор (1 4 7 9 (11))

Один из наиболее часто встречаемых практически во всех тональностях аккордов. Очень расширяет диапазон гусельных возможностей перестройка 9-й струны с си-бемоль на си и обратно. Т.к. это соответственно позволяет использовать в разных композициях и соль минор, и соль мажор. Так же соль минор является одной из возможных (правда редко встречаемой) минорных тональностей для гуслей этого строя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 09:42 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
В предыдущем строе две басовые струны. Просмотрите эту фотографию:

http://fotki.yandex.ru/users/tatyanazno ... 78/?page=0

На этих гуслях не две, а пять басовых струн. Если за основу взять строй C D E F G A HЬ C D, то басовые струны будут D E F G A. Басовые струны по толщине значительно толще сольных, следовательно басовые струны будут ниже не на октаву, а на две.Так если для сольных струн использовались первая и вторая гитарные, то для басовых надо брать пятую и шестую гитарную. ( Этот строй я проверил на синтезаторе )
Если внимательно приглядеться к фотографии, то под первой сольной струной ( сразу за пятью басовыми ), видна шкала. Это метки для подставного порожка для настройки остальных струн по первой струне.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 18 янв 2012, 12:08 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Интернет у меня – никакой, поэтому заказал Байкальца через интернет-магазин, вчера получил. При первых просмотрах обнаружил несколько существенных ошибок. Понимаю, что нехорошо критиковать корифеев, но истина дороже.
1. Гусли, на которых Байкалец играет, сделаны под другой строй. Обратите внимание на то, что длинна первой струны значительно больше второй, по сравнению с разницей между другими струнами. Кроме этого десятая струна выпадает из некоторых аккордов, и было бы лудше, еслиб ее не было. Форма инструмента больше подходит под более традиционный строй A C D E F G A HЬ C D. Строй, предложенный байеальцем, представляет этот же строй, но смещенный на три ступени вверх F G A HЬ C D E F G A. Оба этих строя соответствуют тональности Ре минор, или Фа мажор, поэтому первая струна в этом строе должна быть D(обозначим эту струну нулевой). Эта нота является тоникой, или как принято говорить в гуслях – бурдоном. В игре практически не участвует и в следствии самовозбуждения дает постоянно звучащий звук, соответствующий тонике.
Таким образом строй гуслей будет D F G A HЬ C D E F G.
2.Несколько ошибок закралось и в аккорды, которые объясняет Байкалец.
Вот как они должны выглядеть:
H – 1 4 6 8
F – 1 3 5 8
C7 – 2 4 5 7 9
Gm – 2 4 6 9
Dm - 1 3 6 8
A7 – 2 3 7 9
Тот, кто разобрался в принципе построения аккордов, может проверить сам!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 19 янв 2012, 20:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
http://www.youtube.com/watch?v=wPorHl8l ... =endscreen
Нашёл в ютубе школу Байкальца.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 16:45 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Не верите? Проверьте!

Вчера вдарил мороз и мой модем пробило на 3G. Просмотрел уроки традиционной игры на гуслях, на одном из уроков резанула фраза:«условно мажорный и условно минорный аккорд». Почему условно? Почему традиция вероломно попирает гармонию? Почему в традиционной игре звучит такая ужасная какофония? Я давно предполагал, что в традицию вкралась какая то ошибка. Нечто подобное происходит в детской игре Телефон. Традиции передаются от отца к сыну и так далее по цепочке. Стоило одному ошибиться и дальше ошибка превращается в традицию. «Отцы ошибались и мы будем наступать на те же грабли!»
Есть русские народные песни, для аккомпанемента которых достаточно двух мажорных аккордов. К таким песням можно отнести « Савка и Гришка сделали ду – ду.», « На зеленом лугу их – вох.», « Пойду ль я выйду ль я да » и др. Это тоническое трезвучие и доминантовое трезвучие. В тональности До мажор это До Ми Соль и Соль Си Ре. Если настроить 6-ти струнные гусли так:
GHCDEG , то при этом строе
C –356 (CEG)
G – 124 (GHD)
Традиционная игра подразумевает просовывание пальцев левой руки между струнами, если просунуть пальци между второй и третьей струной и между четвертой и пятой, то поднимая или опуская пальцы мы получим два четырехзвучных аккорда GCEG и GHDG – это и есть тоника и доминанта.

Настройка будет идти аналогично восьмиструннику:
1 – 6 это октава
1 – 5 это квинта
6 – 2 это квинта вниз
4 – 2 -1 это «капитан», т.е. мажорное трезвучие
6 – 5 -3 это тоже «капитан», т.е. мажорное трезвучие.

Вот как будет выглядеть с таким строем песня « Пойду ль я выйду ль я да »:
6564653
6564653
4323465
4323465


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 28 янв 2012, 20:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 19:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Семён, большое спасибо!
Подскажите только, у Вас: C –357 (CEG) Цифра 7 меня сбила с толку. Это для 7-струнки уже?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 21:06 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Семён Скрипкин писал(а):
C –357 (CEG) Цифра 7

Это опечатка, я исправил.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB