Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 16 дек 2018, 11:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Хороводы
СообщениеДобавлено: 16 апр 2010, 15:46 

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 23:43
Сообщения: 788
Замечаю, что пляски в кругу, переплясы в том или ином виде существовали у многих народов. Наверное, издревле. А вот хороводы - такое многообразие и любовь к ним, больше мне кажется русская традиция.

Слышал и про мужские хороводы, воинские.

Мне кажется это весьма древний вариант мужского совместного пляса. Времени самому рыть и искать не хватает, а интересно, поэтому хочется кто что знает - обменяться в этой теме.

Итак вопросы для обсуждения:
1. Насколько древним видом пляски являются хороводы?
2. Русские хороводы - насколько они уникальны и в чем их основные отличия, черты?
3. Основные способы перемещений, организаций движения в целом в хороводах (принципы)?
4. Мужские хороводы - какие, как, зачем?

_________________
"Стреляли..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 16 апр 2010, 19:18 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 дек 2008, 22:52
Сообщения: 847
Откуда: Домодедово
Правильное название на хороводы, а танкИ.

_________________
Буза на юге Москвы


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 18 апр 2010, 23:13 

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 23:43
Сообщения: 788
рука писал(а):
Правильное название на хороводы, а танкИ.


А я не знал кстати :) Что так тоже хороводы называли.

Вот что словарь Даля говорит:
Цитата:
ТАНОК, танки мн. южн. зап. моск. (танец?) хоровод, игровые пляски, круг, улица. Танки водить. За селом танок собирается. Танцы м. мн. пск. навес, который ставят на Пасху, и где девушки собираются петь; перед ним водят танки.


Цитата:
ХОРОВОД м. или харагод и карагод, южн. круг, танок, улица, собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями; хороводные песни, особые, протяжные, и хороводная пляска, медленная, более ходьба, нередко с подражаньем в движеньях словам песни. Весенние хороводы играют или водят от первых теплых дней, от Пасхи до Троицы; летом страда, не до хороводов, а осенние от Спожинок, Успенья, до Рожд. Богородицы, до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне, посиделки, супрядки; на святки игры святочные, там опять посиделки, до последнего воскресенья перед Масляной; с четверга катанье, а после Святой опять хороводы; посему и различают хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские. С сумой ходить — не хороводы водить. Улица широка — ин хороводу простор. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Хороводить, —дничать, петь, ходить в хороводе. || Толпиться, шататься без толку взад и вперед; || *возиться с чем долго, нерешительно, тянуть дело. Хороводить — не цепом молотить. Хороводиться с кем, с чем, биться, возиться; знаться, водиться. Она с пьянюжками хороводится. || Ватажиться, ходить гурьбой. Хороводник, охотник ходить по хороводам; — ница, девка коновод в хороводах, которая заводит, начинает. || —ник, —ница, коновод, зачинщик, затейщик, выдумщик.


"Танок"
- похоже южное название хороводов?


А интересны также слова "харагод" и "карагод" - интересно какой здесь смысл? "год" - указание на годичность, то что они ритуальный смысл в основном имели, связанный с крестьянским календарем?

_________________
"Стреляли..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 20 апр 2010, 12:43 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Танок - это однокоренное слову танец и dance.
Это скорее северо-западное название. Хороводами раньше обычно называли не сам танец или фигуру, а собрание молодежи для совместного времяпровождения. Хотя слово "хоровод" так же употреблялось и в значении "круговой танец".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 22 апр 2010, 08:30 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Небольшая моя статья по теме хороводов:

Хоровод у племени Дани.

В этом архаичном обществе мы повстречали, вероятно, один из самых ранних и примитивных хороводов.
Танцевальный мир дани, весьма скуден. Всё их хореографическое наследие сводится к одному, общему для мужчин и женщин, индивидуальному плясовому движению. И одному простейшему хороводу на все случаи жизни.
Хоровод примитивен, участники танца просто ходят толпой по кругу, боком к центру, вращаясь против солнца. Особого порядка нет. Иногда перемещаются радиально выстроенными группами, взявшись за руки, двигаясь вокруг воображаемой оси. Военным этот хоровод становится только тогда, когда его пляшут вооруженные копьями и луками мужчины. Тот же самое действие устраивался при приёме гостей, при хорошем урожае, на празднике свиньи.
У народа дани проводит ещё боевые игры, более похожие на разновидность тактических учений, у которых есть аналог в русской северо-западной культуре - обряд предбоевого «задора» конфликтующих партий. Папуасы называют эти действия тем же словом - «танец», если исключить эту практику из танцевального ряда, то вышеупомянутый хоровод можно считать единственным групповым танцем племени дани.
В этом обществе хоровод обеспечивает все потребности племени в ритуальной танцевальной консолидации. Как во время праздника, так и перед войной. На примере хореографии папуасского племени дани отчётливо видно, что во многих традиционных обществах хоровод мог являться исходной, начальной формой «социального», консолидирующего танца. Здесь мы видим, что ещё не возникли танцы «общения полов», собственно мужские и собственно женские, нет детских танцев – игр, нет особой воинской пляски. Всё заменяет хоровод. На примере примитивного хоровода дани, мы видим его первичную и основную роль особого «социального танца», объединяющего коллектив.
Выстраивание в круг, дружное коллективное движение в хороводе, объединяет племенное общество, консолидирует его. Мужчины, женщины, дети, все ощущают себя единой структурированной общностью, где каждый является частью целого, неразрывного живого социального организма. В случае племени дани, весь хоровод, это родственная группа, большой патриархальный род. Здесь можно смело утверждать, что движение всех членов племени в хороводе является наиболее зримым и наглядным символом совершенного единения родственников - рода. Символической манифестацией идеи рода, знаковым воплощением коллективного действия одновременно всего рода, образа рода в хореографической графике.
В данном случае род и хоровод, это одно и тоже.
Танец мужчин в этом хороводе, перед войной, не носит прикладной, обучающий характер. Воины не обучаются и не тренируются в этом танце, не воспроизводят сцены войны и приёмы рукопашного боя. Хоровод используется для консолидации. Он выделяет мужчин из прочих членов племени, отстраняет от женщин и детей. Заставляет воспринимать себя в качестве особой группы, защитников и захватчиков. Позволяет почувствовать себя исключительной частью – родовой группы.
Тот же самый хоровод применённый воинами, начинает выполнять иную нежели прежде роль, выделяет и сплачивает группу из массива родовой общин. Хотя все члены военного отряда ещё очень тесно ассоциируют себя с племенем, в том числе и благодаря существованию всего одной хороводной формы, но уже заметна способность хоровода сплачивать людей не по кровно - родственному признаку, а по «специальности». Позднее эта особенность хоровода будет активно применяться в социумах стоящих на относительно высоких ступенях развития.
В более развитых обществах, со временем, хоровод перестаёт соответствовать объединению родственников. Родовая община распадается и на первое место выходит необходимость консолидации ритуалом части общества с целью формирования целостности новых неродственных групп. При этом роль хоровода сохраняется. Он консолидирует коллектив и создаёт наглядный динамический символ единения. Служит действенным способом ритуального «породнения», восстанавливает утраченное чувство общности.
Хоровод становится тождественен объединению, клану, воинскому союзу, не кровно - родственной общине. Позднее, выполняет функцию «знака единения», всего племени, этноса, и служит «способом обособления» и внутренней консолидации отдельных внутриплеменных корпоративных групп.


Базлов Григорий. Тверь. 2004г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 22 апр 2010, 11:38 

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 23:43
Сообщения: 788
Базлов Григорий писал(а):
Небольшая моя статья по теме хороводов:

Хоровод у племени Дани.


Спасибо :) Теперь почему-то перечитал и воспринял эту статью совсем по другому. Попробовал ее увидеть как если бы это относилось к нашим хороводам... Их смысл, наверное, тоже во многом в этом же, только хореография и сложность на порядок сложнее.

А еще как-то вспомнилась мысль о том, что если человек иногда не ощущает себя частью какого-то рода, сообщества - он внутри душевно разрушается, деградирует. И это должно происходить не только через ум (типа я принадлежу к научному сообществу), но и в каких-то действах - когда буквально растворяешься в общем потоке. При условии конечно, что внутренняя суть, Духовная составляющая его, принимается тобой и всеми участниками. И в традиции было очень много времени этому отведено от соборной молитвы до хороводов.

_________________
"Стреляли..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 30 апр 2010, 14:29 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Из википедии:
Хоровод, или как его называют в Усть-Цильме, «хождение под песню», радикально отличается от общепринятых представлений о хороводе. Он состоит из шести фигур, в строгой последовательности переходящих одна в другую, причем каждая из них выполняется под определенную песню, имеет свое имя и выполняется в определенном ритме. Начавшись неторопливо, от фигуры к фигуре, от действия к действию, темп хоровода постепенно наращивается, убыстряется ритм. Этот обряд образно демонстрирует древнейшие, восходящие к первичной арийской мифологии, представления славян о рождении вселенной и сотворении мира. Сначала все участники выстраиваются неподвижным большим квадратом «Столбы», который символизирует Высшую Истину, изначальное единство неба и земли (единство мужского и женского начал). Сами Столбы в древнеарийских представлениях означают четыре первоэлемента природы (огонь, воздух, вода и земля). Весь мир, вся вселенная формируется в результате их смешения и взаимодействия.

Этот процесс творения демонстрирует вторая фигура, непосредственно вытекающая из первой – «Вожжа», которая представляет собой волнистую линию (космические воды недифференцированного хаоса), постепенно уменьшающуюся в амплитуде и переходящую в точку (Семя Вселенной, Мировое Яйцо). Вторая фигура символизирует нарушение изначального равновесия, поляризацию, разделение на мужское и женское начало, а именно: момент, когда начинается еще невидимое формирование вселенной. Со времен неолита волнистая линия символизировала волны океана Хаоса, бездну космических вод – слияние первых элементов. Из нее все рождается и, в конечном итоге, в нее все возвращается, это начало и конец всего сущего. Затем следует третья фигура, называемая «Плетень», которая представляется в виде исходящей из центральной точки (Семени) спирали, постепенно увеличивающейся в размерах. Точно так же, как ремесленник, постепенно плетущий свою корзину из центральной точки, Высший Разум Вселенной с помощью своей супруги, Великой богини - производительной силы природы, созидает из точки (Мирового Яйца) вселенную. Четвертая фигура представляет собой Круг, показывая тем самым цикличность космоса и вселенной на протяжении всего их существования.

Пятая фигура - «Сторона на сторону». При ее исполнении все участники, разделившись на мужчин и женщин, выстраиваются в линии друг против друга; они то поочередно сходятся (при этом мужчины и женщины вступают в непосредственный контакт, символически поправляя друг другу одежду), то опять расходятся. Эта фигура показывает психическую активность вселенной, выраженную в виде взаимодействия двух первоначал – мужского (небо) и женского (земля). Все в мире существует только благодаря их постоянному взаимодействию. Последняя фигура – «На четыре стороны» – завершает процесс формирования вселенной. Она представляет собой квадрат (четыре стороны света), который демонстрирует рождение жизни, устойчивость и гармонию проявленного мира во времени и пространстве. Этот изначальный, объединяющий, сакральный обряд, лежащий в основе всех античных мистерий, пробуждает подсознание участвующих, вызывая тем самым глубинное переживание единства космоса и всех его частей, находящихся в полной гармонии и взаимосвязи. Люди, участвующие в нем, выходят духовно окрепшими и просветленными, с чувством осознания того, что не передать никакими словами или их письменным выражением.
На этом главная, ритуальная часть Горки заканчивается, и люди предаются веселью - начинают танцевать кадриль и барыню. Праздник продолжается. Это время всеобщей радости и танцев под гармошку. Под утро все не спеша расходятся по домам уставшие, но счастливые.

Сама трактовка не очень, но зато есть хорошее описание. Кто в курсе, оценит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 30 апр 2010, 14:35 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 30 апр 2010, 14:41 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Изображение

Русские. Фотоархив РЭМ. Девичий хоровод.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хороводы
СообщениеДобавлено: 30 апр 2010, 14:43 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Хоровод в селе, 1873-1874, Алексей Саврасов

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB