Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 22 сен 2019, 10:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 09:41 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
!. Полутон.
Нарисуйте на листе бумаги клавиатуру пианино ( две октавы).
Ближайшее расстояние между двумя клавишами, например от До до До#,- это полутон.
Поэтому от До до Ре будет два полутона, или один тон.
Следовательно от До до Ми будет два тона, а от До до Фа – два с половиной тона.
От Ми до Соль будет полтора тона, а от До до Соль три с половиной.
Чтобы не путаться с тонами и полутонами, за единицу примем ПОЛУТОН.
Теперь между До и Ми будет четыре полутона, а между Ми и Соль – три.

2. Мажорная гамма.
Мажорная гамма может быть построена от любой ноты по схеме – тон, тон, полутон, три тона, полутон.
К примеру возьмем ноту Фа, и построим тональность Фа Мажор.
Это будет: Фа, Соль(тон),Ля(тон),СиЬ(полутон),До(тон),Ре(тон), Ми(тон), Фа(полутон).
Построим тональность Соль мажор.
Это будет: Соль, Ля(тон), Си(тон), До(полутон),Ре(тон),Ми(тон), Фа#(тон), Соль(полутон).

3.Минорная гамма.
Минорная гамма может быть построена от любой ноты по схеме: тон, полутон, два тона, полутон, тон, тон.
Построим по этой схеме тональсть Ре минор.
Это будет: Ре, Ми(тон), Фа(полутон), Соль(тон), Ля(тон),СиЬ(полутон), До(тон), Ре(тон).
Построим тональность Ми минор.
Это будет: Ми, Фа#(тон), Соль(полутон), Ля(тон), Си(тон), До(полутон). Ре(тон), Ми(тон).

4. Параллельные тональности.
У каждой мажорной тональности есть параллельный минор. Параллельный минор это минорная тональность с теми же знаками при ключе. Так же можно сказать, что у каждой минорной тональности есть параллельный мажор.
Вот примеры параллельных тональностей: До мажор – Ля минор, Ре минор – Фа мажор, Ми минор – Соль мажор и т.д……

5. Аккорды.
Мажорный аккорд можно построить от любой ноты по схеме: (4,3). Это означает, что меду первой и второй нотой четыре полутона, а между второй и третьей – три.
Например До мажор – До, Ми, Соль.
Минорный аккорд мохно построить от любой ноты по схеме: (3,4).
Например Ля минор – Ля, До, Ми.
Септаккорд строится по схеме: (4,3,3).
Например Ми септ – Ми, Соль#, Си, Ре.

6. Обращение аккордов.
Построив таким образом аккорд его можно перестроить. Независимо от порядка нот аккорд остается тем же аккордом.
Например, что До, Ми, Соль, что Ми, Соль, До, что Соль, До, Ми, даже что Соль, Ми, До, все равно это будет До мажор.

7. Основные аккорды тональности.
В мажорной тональности это три мажорных аккорда от первой, четвертой и пятой ступени.
Тоника - первая и главная ступень лада, к которой тяготеют все остальные ступени, или трезвучие, построенное на первой ноте лада по его ступеням.
Доминанта – (от лат. dominanta «господствующая») V ступень лада относительно тоники, или трезвучие, построенное на пятой ноте лада по его ступеням.
Субдоминанта - (от лат. sub «под» ) IV ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней ладогармонического ряда, находящаяся на тон ниже доминанты, или трезвучие, построенное на четвертой ноте лада по его ступеням.

Например в До мажоре это:
До мажор ( До, Ми, Соль ) - тоническое трезвучие ( Т )
Фа мажор ( Фа, ЛЯ. ДО ) - субдоминантовое трезвучие (S )
Соль мажор ( Соль, Си, Ре ) - доминантовое трезвучие ( D ).
В минорной тональности это два минорных аккорда от первой и четвертой ступени, и септаккорд от пятой ступени.
Например в ля миноре это:
Ля минор ( Ля, До, Ми ) - тоническое трезвучие ( Т )
Ре минор ( Ре, Фа, Ля ) - субдоминантовое трезвучие ( S )
Ми септ ( Ми, Соль#, Си, РЕ ) - доминантсептаккорд (D7)
Если песня написана в миноре, то она кроме основных минорных аккордов содержит и основные мажорные аккорды параллельного мажора.

8. Интервалы.
Малая секунда – один лолутон
Большая секунда – два полутона
Малая терция – три полутона
Большая терция – четыре полуона
Кварта – пять полутонов
Квинта – семь полутонов.
В мажорной и минорной гамме от первой до четвертой ступени – кварта, а от первой до пятой ступени – квинта. Так же кварта от пятой ступени до первой ступени следующей октавы.
В мажорной гамме от первой ступени до третьей – большая терция, а в минорной – малая.
В минорных и мажорных аккордах от первой до третьей ноты – квинта. В мажорном аккорде первый интервал - большая терция, в минорном – малая.

Все это я учил более тридцати лет назад, если ошибся, поправьте. Не стесняйтесь показать себя «чайником» - спрашивайте. Я, например, «чайник» в компьютере, да и в гусельной игре пока тоже.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 27 авг 2011, 13:22, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 20:52 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Спасибо!
Честно говоря, в своё время записал названия гусельных аккордов, аккорды выучил и названия их благополучно забыл.:)


Последний раз редактировалось turvamees 22 авг 2011, 20:49, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 22 авг 2011, 09:21 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Зачем нужны разные тональности?
Голосовой диапазон ограничен довольно узкими рамками. Причем высота голоса у всех разная.
Расскажу случай из своей музыкальной практики.
Я заканчивал музыкальную школу по классу аккордеона. По нотам я играл пьесы в разных тональностях, а дома на слух подбирал исключительно в Ля миноре. И мне этого вполне хватало. Но вот меня, как гармониста, пригласили подыграть. Я приехал на репетицию и оказалось, что у девчонок высокие голоса и чтобы под меня подстроиться им надо было либо петь чуть ли не басом, или перебираться на октаву выше. Хорошо, что мне удалось перейти в другую тональность и подыграть в Ре миноре.
Если на гуслях играть лишь плясовые, да наигрыши, то другие тональности в принципе и ни к чему. Но основное назначение любого музыкального инструмента всетаки аккомпанемент. Поэтому желательно уметь на гуслях переходить в другую тональность, хотя бы, чтобы подыграть хоть аккордами.
К стати, переход в другую тональность называется транспонированием.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 22 авг 2011, 13:02 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Транспонирование.
Возьмем традиционно настроенные 8-и струнные гусли: C D E F G A H C.
Так выглядят шесть аккордов тональностей Ля минор и До мажор:
Am ( 1,3,6,8 )
Dm ( 2,4,6 )
E7 ( 2,3,7 ) / G# - пропускаем /
C ( 1,3,5,8 )
F ( 1,4,6,8 )
G ( 2,5,7 )
Теперь сыграем частушку в Ля миноре
( Dm ) 6676
( Am ) 668
( E7 ) 7787
( Am ) 7676
Чтобы перейти в другую тональность немного перестроим гусли – вместо Н настроим НЬ.
Это будет так называемый « русский » строй: C D E F G A HЬ C.
Такой строй соответствует тональностям Ре минор и Фа мажор. Вот как выглядят аккорды:
Dm ( 2,4,6 )
Gm ( 2,5,7 )
A7 ( 3,5,6 ) / C# - пропускаем /
F ( 1,4,6,8 )
C ( 1,3,5,8 )
HЬ ( 2,4,7 )
Теперь сыграем ту же частушку, но уже в Ре миноре:
( Gm ) 2232
( Dm ) 224
( A7 ) 3343
( Dm ) 3232

Один из вариантов слов частушки:

Ми-лый чо а
Ми-лый чо
На-ва-ли-лся
На пле-чо-о

А я ми-ла-я
Не чо
Я влю-бил-ся
Го-ря-чо-о

Переход из До мажора в Фа мажор будет выглядеть так:
Сыграем первую фразу «жили у бабуси» со строем C D E F G A H C.
( F ) 4321
( c ) 55
Это в До мажоре, а теперь перестроим Н в НЬ, и сыграем то же самое в Фа мажоре:
( НЬ ) 7654
( F ) 88


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 23 авг 2011, 18:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Семён, большое спасибо! А какие строи посоветуете для 6-струнных гусель?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 23 авг 2011, 22:26 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Вопрос, пожалуй не в тему,6-и струнные и особенно 5-ти срунные гусли очень интересный для исследования инструмент. В свое время я пытался просчитать хроматический строй для этих гусель. В теме "правильный строй" осталось мое предположение строя 5-ти струнных гусель (1-я страница). По форме одного инструмента я предположил, что строй 6-ти струнных гуслей может быть как у 5-ти струнных, только с удвоенной первой струной. Вот эта картинка
Базлов Григорий писал(а):
Изображение

Вариантов много. Все зависит от того, что и как играть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 24 авг 2011, 13:25 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Может будет интересно, это я когда-то вносил в buzu, но потом кажется стер.

Проверяя Миксолидийский лад G A HЬ C D E F,обнаружил интересный факт. Миксолидийский лад легко перестраивается в Ионийский и для 6-ти струнника он будет выглядеть так:G A H C D E. Так вот, этот строй по полутонам полностью совпадает с традиционным C D E F G A, т.е. независимо от выбранного строя пальцы на струны будут ложиться одинаково. При этом тональность аккомпанимента переходит из До мажор в Соль мажор.
Приведу пример записи плясовой « комаринская » для 5-ти ( 6-ти ) струнника. Вот два строя на выбор:
C D E F G ( A )
G A H C D ( E )
Темп игры постепенно увеличивается от очень медленного до очень быстрого.
5-3-5
4-2-4
3-1-3
2-1
2-3
1
---------------------------------
1-2-3
4-2-4
3-1-3
2-1
2-3
1
-------------------------------
(135)-3-5
(14(6))-2-4
(135)-1-3
(245)-1
(245)-3
(135)

(135)-2-3
(14(6))-2-4
(135)-1-3
(245)-1
(245)-3
(135)

(135)-3
(14(6))-2
(135)-1
(245)-1
(245)-3
(135)

(135)-2
(14(6))-2
(135)-1
(245)-1
(245)-3
(135)
(135)-(135)
(14(6))-(14(6))
(135)-(135)
(245)-(245)
(245)-(245)
(135)

(135)-(135)
(14(6))-(14(6))
(135)-(135)
(245)-(245)
(245)-(245)
(135)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 24 авг 2011, 15:34 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Если говорить о транспонировании, то вот еще интересный вывод:

Если взять строй G A H C D E, то аккордами можно играть как в До мажоре, так и в Соль мажоре. Соль мажор имеет при ключе Фа#, а в этом строе Фа вообще нет, так что перестраивать ничего и не надо.
Вот аккорды в До мажоре:
( C ) 145
( F ) 24
( G ) 135
Вот как выглядят основные аккорды в Соль мажоре:
( G ) 135
( C ) 145
( D ) 25


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 24 авг 2011, 17:33 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Для тех, кто все это понял, могу предложить контрольное задание:

Для строя C D E F G A составьте три основных аккорда в тональности До мажор, а затем с этим же строем в тональности Фа мажор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Краткий курс солфеджио для «чайников».
СообщениеДобавлено: 24 авг 2011, 19:14 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Семён, спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB