Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 11 дек 2018, 15:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 22 июн 2011, 17:59 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Своячники. :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 22 июн 2011, 19:09 

Зарегистрирован: 04 авг 2010, 19:06
Сообщения: 6
1.- как решился
2.- первые ощущения от соприкосновения
3.- первый звук
4.- первая игра
5.- как проходит обучение
6. - как часто хочется играть.
7.- чувствуется ли разница между игрой "для себя" и допустим под пляску, али драку.
8.-вообще ощущения во время игры.

С гуслями познакомился буквально полторы недели назад. Тогда, когда появились свои, сделанные Сергеем Ивановичем). А так первый раз увидел вживую и потрогал гусли у Григория Николаевича на Пермском Гуляе в прошлом году. Это были "походные" гусли Короеда. Подумал, так они какие гусли-то были народные. Совсем не такими их представлял. Потом увидел гусли у Запоя. Представление об инструменте немного расширилось (не только маленькие бывают, но и больше, с большим количеством струн). До этого лишь видел видеозаписи с игрой на больших шлемовидных гуслях, вроде псалтирью зовуться. Мужчина на видео, конечно, замечательно играл, красиво, с переборами, еще пел что-то, но как-то после десяти-тридцати минут впечатления забылись. Так, до следующего Гуляя, под Бологом, про гусли и не вспоминал. Один раз, было, играл на гуслях Калгана, тоже, вроде Короед сделал. Играл совершенно бездумно, без мыслей, без ничего.
На Гуляе под Бологом первым гусляром встретился Волчок. Еще одно открытие: гусли-то длинные, продолговатые, удобные, интересные. (здесь почему-то заметил, может природа, еще что, в городе гусли Калгана не ощутил никак, может ветер в голове гулял).
На гуляе приобрели гусли у Сергея Ивановича (Догон решил мне подарок сделать, за что ему большое сыновье спасибо). Там и первый раз заиграл. Бородан показал, как Русского играть, как по струнам ударять, как надо гудеть.
2. Но понять эти гусли - понял только дома. В тишине, один на один с собой и гуслями. Теперь вот с тревогой думаю, что если не обзовелся б ими, какой бы тогда пласт впечатлений, опыта, информации не узнал, потерял. Вот так каждый Гуляй дает что-то новое, значимое. Один дал гармонь, другой - гусли. Теперь думаю, что хоть на гуслях и меньше струн, возможностей (на первый взгляд), это более глубокомылсенный, трогающий инструмент.
3. Это хорошо, что сначала идет пункт "первый звук", а потом "первая игра". Поиграл на гуслях, переночевали ночку, и расстроились. Настраивал я их часа три-четыре. Может и больше. Мучился с пианино. Пытался вторую струну совместить с нотой "до" на пианино. Ну никак, крутил и крутил. вроде и созвучно, а не так звучат, ну не так. Потом как-то пришло в голову, что гармони-то в разных тональностях бывают, и стал не по ноте "до"
настраивать, по другим. Получилось, что нужно по "соль", и к "фа" - только на пол тона понизить. Все получилось и какая радость тогда была!!! Вот это для меня и был, наверно, первый звук))
4. Зиграл Русского, как учил Бородан. Постепенно пошли вариации, гусли-мысли. И как точно названо: "гусли-мысли", действительно, остаются только мысли и гусли.
Посл прочтения первой части статьи Григория Николаевича про гусли, там где про соколов и лебедей, про крики лебедей - струн, про представления славян о сотворении мира и устройстве гуслей - появился еще один пунктик в голове, еще один трепет к гуслям.
5. Про обучение - есть такое ощущение, наслаждение от постепенного знакомства с гуслями, от прочтения статей, мнений, от видео, старых записей. Информацию хочется получать медленно, растягивая это удовольствие.
6. Тоже и с игрой - думаешь, вот придешь вечером домой, возмешь гусли... Загудишь... Приходишь домой, ужинаешь, думаешь, вот поужинаешь, возмешь гусли.... Загудишь... Потом читаешь про гусли, гусляров, и тоже все в ожидании когда возмешь гусли и заиграешь. И вот когда наполнишься полностью этим желанием, ожиданием - идешь, берешь гусли, ударяешь по струнам... ...
7. Перед людьми еще не играл, пока все только для себя.

Еще хочется сказать, что после этого, после знакомства с гуслями, пришла в голову мысль, осознанная, что как будто два мира: один - попсовый, популярный, тот, что в телевизоре, интернете, в массе и среди людей, ограниченный, обрубленный, пластмассовый какой-то. А есть и другой, настоящий, безграничный, добрый, открытый по-настоящему русский. И этот второй мир, его не найти во всей этой информационной, машинной цивилизации, и это радует, что такое сокровище, оно не опопуляризировано, что нужно его поискать, найти, потрудиться.
А потом еще трудиться и трудиться, что бы его не потерять и открывать дальше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 22 июн 2011, 20:24 

Зарегистрирован: 11 июн 2011, 10:38
Сообщения: 60
Дружище Каток, спасибо за отклик. По моему ты делаешь очень верно. Ты не просто учишься играть на инструменте - ты погружаешься. если так можно сказать в него. Как говорил наш учитель А.М. Мехнецов: "Только полное погружение может дать полный результат. " Послушал, почитал. поиграл.....
Нам. не получившим от дедов из рук в руки полное знание сейчас остается по крупицам собирать в себе то, что осталось, и в конце концов надеяться на свою генную-родовую память. Она должна проснуться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 07 июл 2011, 18:19 

Зарегистрирован: 11 июн 2011, 10:38
Сообщения: 60
Друзья!!!!!!!! Вот обещанная заметка А. Мехнецова.



Алексей Мехнецов


"Несколько слов о русских гуслях".
Во-первых, определимся с терминами. Начнем с понятия "гусли". Как известно, с таким названием бытуют совершенно разные по своей конструкции инструменты. В России - это и крыловидные малострунные инструменты, это переработка крыловидных - т.н. звончатые гусли (В.В. Андреев), большие оркестровые гусли - "столовые", шлемовидные гусли, которые сейчас бытуют, в основном у народов Заволжья - татар, марийцев, удмуртов и др. Это и арФообразный инструмент, найденный при раскопках древнего Новгорода, который почему-то был назван гуслями. (Известен как гусли Словиша). Несколько слов об этом инструменте. Аналоги есть в Литве (называется "еврейская арфа", а также в польских раскопках (Ополье). Похожий инструмент есть у эстонских шведов, населяющих Хиюмаа - инструмент носит название хию-каннель, что в переводе будет "гусли из Хиюсской земли". На нем, кстати, играют смычком. Возможно, что и на Словише когда-то играли смычком.
Инструмент был найден в Древнем Новгороде, в деревнях не бытовал, (100 % отрицательный ответ, полученный от нескольких сотен человек в разных районах Псковской и Новгородской областей). Вывод: гусли Словиша если и бытовали в древнерусской культуре, то только в пределах городской культуры самого Новгорода, и не более того. Но по всей видимости - это инструмент из другой культуры. Нельзя забывать, что Новгород того времени - это столица европейского государства под названием Новгородская земля. И такую столицу можно по значимости сопоставлять с современными Парижем, Москвой, Лондоном и т.п.
Из других европейских стран отмечу Черногорию и ее "гусле" - струнный смычковый инструмент, предок современной скрипки (наподобие древнерусского гудка). Как видим, общим названием объединены самые разные инструменты.
Итак, мы выделили несколько различных типов инструментов. Тех из нас, кто занимается изучением русского фольклора, прежде всего интересуют, конечно же, малострунные крыловидные гусли, которые наиболее тесно связаны с крестьянской культурой. Они бытовали раньше на большой территории, и в первую очередь - это весь Северо-Запад России. Псковская, Новгородская, Тверская, Вологодская, русские территории Ленинградской обл. Имеется множество свидетельств о бытовании гуслей и из других мест. На конец ХХ века сохранилось две "живые" гусельные традиции - восточно-новгородская и западно-псковская. Инструмент имел от 3 до 10 струн. Для новгородской традиции наиболее типичным является 6-струнный инструмент, для псковской - 9-10 струнный.
Теперь про термин "русские". Как известно, крыловидные гусли бытуют у многих народов - литовцев, латышей, эстонцев, вепсов, карел, русских. Возникает сразу же вопрос о происхождении инструмента, и тут у многих исследователей мнения расходятся. Кто-то говорит о балтском происхождении гуслей (а все другие народы заимствовали инструмент спустя какое-то время), кто-то доказывает финно-угорское, кто-то русское происхождение. Такая точка зрения вполне понятна и объяснима. Но научна ли она, если оставить в покое национализм (пусть даже и в хорошем смысле этого слова)? Трудно сказать, поскольку каждый "тянет одеяло&q
Трудно сказать, поскольку каждый "тянет одеяло" на себя. Параллельно с теорией заимствования существует, как известно, и другая теория - теория о самозарождении. Иными словами, инструмент мог возникнуть параллельно в разных этнических группах региона.
Оставим эти бессмысленные поиски и споры. Пусть этим занимаются археологи, инструментоведы и прочие ученые, которым охота с пеной у рта доказывать свое мнение. Нам, простым людям, хватит и того, что у нас, у русских, сохранился не только старинный инструмент, но и национальная старинная музыка. Последнее у нас никто не сможет отобрать и приписать другому народу. Это наигрыши "Скобаря", "Горбатого", "Долгова", "Сумецкая", "Новоржевская", "Трепака", "Камаринский", "Барыня"... Да много их, не перечесть.
Меняются эпохи, возникают и умирают различные музыкальные инструменты, а русская национальная музыка живет своей достаточно консервативной жизнью, приспосабливаясь под новые инструменты. Прямая противоположность - это положение братских прибалтийских народов. Да, мы легко отличим эстонскую польку от литовской, но мы должны констатировать факт, что народы прибалтийских государств имеют в своем распоряжении лишь общую, т.н. "среднеевропейскую" музыку (польки, вальсы и т.п.), которая у каждого народа имеет свой национальный колорит, но не более того. Речь идет об экспансии чешско-австрийской музыки на север, что произошло в 30-40 гг. 19 века. Волна докатилась до Швеции, затронув практически все государства и национальности на своем пути; при этом Россия каким-то образом оказалась в стороне от этих процессов. Да, мы знаем и любим европейские танцы, но они влились в нашу культуру, не заменив, как это произошло у других народов, свои, исконные. В этом разница.
Таким образом, когда мы говорим "русские гусли", мы подразумеваем две основополагающие вещи: это крыловидный инструмент и старинный наигрыш. Всё остальное (как инструменты, так и музыка) к русской крестьянской культуре не относится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 07 июл 2011, 22:59 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
При всём уважении к Мехнецову:
Про Хийумаа и хийуканнель. Остров Хийумаа (Эстония) вообще-то лишь частично связан с инструментом. Инструмент хийуканнель локализируется на эстонском острове Вормси, где много шведов. От которых эсты и переняли нструмент. А название произошло оттого,что остров находится на пути к острову Хийумаа. Вот такая запутанная история, которую я прочитал на эстонских сайтах:) Чаще же инструмент называют по-шведски тал(л)харпа, иногда стракхарпа. Аналог финского йоухикко. Талл как и йоухи в переводе конский хвост (причём мерина, ибо кобыла ссыт на хвост и портит волос). Харпа - арфа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 07 июл 2011, 23:03 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Про экспансию чешско-австрийской музыки. Им ещё повезло (прибалтам). К нам же хлынул шансон еврейских шинков Одессы (не без участия джаз-бэнда Леонида Вейсбейна-Утёсова). И все эти круговские "падабадам-мадам" под скрипочку вызывают у меня лишь уныние. Даже "Шаланды полные фекалий" Никита Богословский давал на читку одесским авторитетам. И когда они сказали:"Похоже", песня стала жить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 08 июл 2011, 14:56 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Цитата:
Чаще же инструмент называют по-шведски тал(л)харпа,

Алексей, а не знаешь как эта "тал(л)харпа" пишется по английски? Хочу роликов поискать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 08 июл 2011, 20:18 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Григорий, добрый вечер!
По-шведски пишется tallharpa, вариант strakharpa (в слоге "страк" над буквой а стоит обычно кружок, но это не суть важно, гугл всё понимает). У меня вконтакте в группе Kantele@jouhikko есть видео. Да и на моей страничке было.
PS. Шведское tall аналогично английскому tail (конский хвост). Я на своей харпе хвост пока заменил скрипичными струнами, разрешается нейлон и рыболовная леска. Купил ещё флюрокарбоновую леску, по толщине как конский волос. Говорят, прочнее и надёжнее. А хвост берегу:)
PPS. Да, если скрипичные струны, то инструмент меняет название - это уже виулукко. Что-то типа "скрипочка".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 08 июл 2011, 21:36 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Можно набрать в гугле hiiukannel. Много интересного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Что же такое гусли (продолжение)
СообщениеДобавлено: 11 июл 2011, 14:29 

Зарегистрирован: 11 июн 2011, 10:38
Сообщения: 60
turvamees писал(а):
Про экспансию чешско-австрийской музыки. Им ещё повезло (прибалтам). К нам же хлынул шансон еврейских шинков Одессы (не без участия джаз-бэнда Леонида Вейсбейна-Утёсова). И все эти круговские "падабадам-мадам" под скрипочку вызывают у меня лишь уныние. Даже "Шаланды полные фекалий" Никита Богословский давал на читку одесским авторитетам. И когда они сказали:"Похоже", песня стала жить.


Шансон к нам хлынул слава Богу в позднейшее время. И до нас дошло наше настоящее, плоть до гуслей, эпоса, купальских песен и т.д. У них все это произошло раньше и к нашему времени совсем вытеснило все древнее. Вот они и гордятся своими полечками. Что делать.? Близость к цивилизации.
А насчет заимствования... Есть такая теория - теория заимствования, по которой все друг у друга что-нибудь заимствуют. Но это вполне может быть в новое время. В старое наверно тоже имело место быть. Но краеугольные камни в своей жизни каждый народ думаю создавал сам. Просто жизнь у некоторых схожа, следовательно и похожие инструменты, схожие сюжеты эпоса и т.д.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB