Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 23 янв 2018, 21:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 14 фев 2011, 13:15 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Понравилось. отсюда: http://vkontakte.ru/folklor
ГУСЛИ

Гусли – один из наиболее распространенных и любимых музыкальных инструментов восточных славян. Не случайно гусли получили в русском устно-поэтическом творчестве столь широкое и многостороннее отражение.Именно с гуслями в первую очередь связано представление о древнерусской музыке. Традиция игры на гуслях дожила в Псковской и Новгородской областях до наших дней.
О внешнем виде и устройстве древнерусских гуслей мы имеем достаточнополное представление на основе данных о шести экземплярах инструмента, добытых в археологических раскопках в Новгородеи относящихся к XI-XIV вв. (Колчин, 1978). В музеях страны хранится около сотни крестьянских гуслей конца XVIII – первой половины ХХвв.. собранных в фольклорно-этнографических экспедициях. Корпус гуслей представляет собой продолговатый широкий резонаторный ящик трапециевидной формы, либо выдолбленный в виде корытца из целого куска дерева, либо сделанный из отдельных тонких дощечек. В старину корпус выделывался из явора (южная разновидность клена), позднее, в северных местностях– из березы, рябины, яблони и ели. Однако эпитет “яворчатые” (или чаще – “яровчатые”) в былинах и песнях сохраняется, что указывает,возможно, на южное происхождение инструмента. Назначение образуемого в корпусе гуслей воздушного объема, так же как и появившейся позднее еловой деки, закрывающей этот объем, усиливать звучность инструмента.
Размеры корпуса варьируют в широких пределах: длина 350-850 мм, наибольшая ширина 200-300 мм, высота 30-40 мм. Трапециевидная форма корпуса является следствием веерообразного расположения струн на инструменте,которое продиктовано в свою очередь способом игры: правая рука ударяет по струнам в узком месте веера, левая – заглушает в процессе игры те или иные струны.
На узкой стороне корпусе укреплен струнодержатель (две щечки, в которые вставлен валик), на широкой – размещены деревянные колки.На большинстве поздних экземпляров инструмента деревянные колки заменены металлическими. Струны изготовлялись как жильные, так и преимущественно металлические (из медной проволоки). Из каждой струны извлекается только один звук. Тембр инструмента звенящий. Звенящему характеру звучания гуслей способствует и наиболее типичная фактура наигрышей(интервально-аккордовая), и широко применяемый способ звукоизвлечения(бряцанием). В результате за древнерусскими гуслями закрепилсяи прочно удерживается эпитет “звончатые”.
Будучи одинаковыми по устройству, археологические и этнографические гусли имеют различия в некоторых частных моментах. Первые – разнообразнее по форме и изысканнее по художественному оформлению (чаще встречается резьба подереву); вторые – грубее и примитивнее по выделке. Количество струн на гуслях различно и колеблется в довольно широких пределах:четыре (чаще всего), пять, шесть или девять – на археологических и от пяти до десяти и более – на этнографических.На последних встречается семь, девять или десять, однако полная и достоверная статистика пока никем не осуществлена.
О настройке и способах игры по музейным гуслям судить, конечно, нельзя.Для этого нужно привлечь еще одну группу источников – описание строя,приемов игры, а также записи наигрышей, как опубликованные, таки архивные. Эти источники охватывают период с концаXVIII в. (Гасри, Фетис) до современных записей (Котикова, Коргузалови др.) и, к сожалению, весьма немногочисленна и неоднородна.
Первое музыкальное описание звончатых гуслей дал Гасри в 1795 г., где описаны весьма примитивные пятиструнные гусли . Они были настроены следующим образом (Фетис, 1835, с. CXXX).
Звукоряд этих гуслей позволял использовать их только как инструмент,аккомпанирующий пению, что подтверждает единственный зафиксированный на них наигрыш – несколько арпеджированных трезвучий до мажор и ля минор, которыми гармонизована украинская песня “Как под вишнею да под черешнею”(перепечатку этих нот из Фетиса см.: Фаминцын, 1890; Финдейзен, 1928;Тихомиров, 1962).
Почти столетие спустя по инициативе А.С. Фаминцына была предпринята вторая попытка музыкального описания гуслей , обнаруженных в одной из деревеньЛужского уезда Петербургской губернии. На обветшалом инструменте деревенского гусляра Т. Ананьева (г.р. 1794) было семь струн,но восемь отверстий для колков и, по словам самого гусляра, инструмент мог иметь и восемь струн. Гусли были настроены следующим (Фаминцын, 1890, с.):
Т. Ананьев был рядовым гусляром – “ в собраниях не играл, а только для себя дома”, – каких было на Руси великое множество. Собственно, благодаря этим,оставшимся неизвестными гуслярам и сохранилась до наших дней древнейшая традиция игры на гуслях .
Описывая игру Т. Ананьева, Фаминцын характеризует ее как чрезвычайно монотонную, что проистекает, по его мнению, из того, что игрец забросил игру на гуслях и, взяв их в руки лишь по просьбе приехавшихв деревню консерваторских музыкантов, ограничился показом только одного приема игры – бряцание всего по двум аккордам. По словамГ.А. Маренича, пытавшегося записать игру Т. Ананьева,он будто бы никогда не играл на гуслях ни песенных,ни плясовых наигрышей, а только чисто инструментальные ритмические импровизации.
Вместес тем, Т. Ананьев сказал, что на гуслях можно играть дьякские,т.е. церковные песни, но сыграть их будто бы не сумел.
В1907 г. Н.И. Привалов опубликовал статью о псковскомгусляре Ф. Артамонове. Наигрыши этого гусляра Привалову записать, видимо,тоже не удалось, несмотря на то что Привалов сам владел игрой на гуслях . В статье приводятся лишь данные о приемах игрыи звукоряд гуслей Артамонова.
Наиболее ценным материалом для изучения музыки гусельной традиции является запись игры А.Т. Тимофеева [][http://www.ruplace.ru/russkaya-instrumentaljnaya-muzyka/traditsii-igry-na-strunnyh-instrumentah.-gusli-balalayka-5.html#_ftn11|[11]]., осуществленная с помощью фонографа З.В. Эвалью и Е.В. Гиппиусом в 1941 г. Фонограммы егонаигрышей нотированы Ф.В. Соколовым и изданы в сборнике “ Гусли звончатые”. Строй гуслей , каким он должен быть по указанию самого Тимофеева, – ля мажорный диатонический звукоряд, охватывающий большую часть первой (от ми) и всю вторую октавы, и буроднирующая квинта от ля малой октавы с утроенной примой и удвоенной квинтой.Мы приводим этот звукоряд транспонированным на квинту вниз, поскольку уровень настройки, определенный по фонограммам, был в одних случаях на три, в других – на четыре тона ниже ( гусли Тимофеевнастраивал по слуху, не прибегая к помощи камертона).
Аналогично были настроены гусли у ряда других гусляров,например, у Ф.С. Степанова (Соколов, 1965, с. 140). В некоторых случаях над бурдонирующей квинтой надстраивался не мажорный,а минорный звукоряд (пример № 9).
Суммируя известные нам данные о строе гуслей , в том числе неопубликованные, можно утверждать, что наиболее характерным звукорядом для псковского региона на протяжении последних ста лет является звукоряд,совмещающий в себе черты ионийского и миксолидийского мажора. Первые восемь мелодических струн, если считать снизу, образуют миксолидийский звукоряд, первая ступень которого настраивается в унисон с верхним звуком бурдонирующей квинты. От четвертой мелодической струны, котораяобразует октаву с нижним звуком бурдонирующей квинты, настраивается ионийский звукоряд – либо неполный (с пропущенной VII ступенью),либо, наоборот, выходящий за пределы октавного диапазона –в зависимости от количества мелодических струн.
В других регионах настройка могла быть либо такой же, либо иной. Можно полагать, что различное количество струн на музейных гуслях свидетельствует о том, что настройка, от которой зависели их музыкальные возможности, на протяжении многих столетий была объектом экспериментирования, изобретательства и подлаживания звучания инструмента под ту или иную местную певческую традицию. Есть основания предполагать также, что струны на гуслях перестраивались в зависимостиот характера и мелодического склада исполняемого наигрыша.
Играют на гуслях и сидя, и стоя, и на ходу во время прогулки. При игре сидя положение гуслей может быть двояким:либо их кладут на колени горизонтально и перебирают струны пальцами обеих рук; либо берут как балалайку немного наклонно, упирают самой длинной стороной о колено, прижимают дно инструмента к животу и ударяют пальцами правой руки сразу по всем струнам, заглушая ненужныев данный момент струны пальцами левой руки. При игре стоя гусли подвешивают с помощью ремня на шею. “Повесишь на нитку, ходишьи звонишь” – сказал, вспоминая молодость, гусляр М.А. Петров(Соколов, 1965, с. 139).
Существует множество различных способов звукоизвлечения,из которых основных – два: игра бряцанием и игра щипком.При игре бряцанием правая рука наносит удары пальцами (ногтями, плектром иликаким-либо его заменителем) по одной или нескольким струнам. Бряцаниена гуслях – это далеко не то же самое, что на балалайке.На гуслях этот прием выполняется более осторожно, поскольку нужно ударятьне по всем струнам сразу, как на балалайке, а выборочно. Техника бряцания на гуслях плавно переходит в технику защипывания струны и часто с ней комбинируется. Прием игры щипком, причем не только правой, но иногда и левой рукой, имеет то преимущество, что обеспечивает более четкое выделение мелодической линии, освобожденное от дополнительного гудения других струн. Однако в чистом виде игра щипком применяется довольно редко.
Техника левой руки состоит в том, что пальцы – один, два,три, четыре или все пять – заглушают те струны, которые в данный момент звучать не должны. Ловко переставляя пальцы в различные позиции,гусляр получает необходимые сочетания звучащих свободных струн. Наряду с относительно развитой техникой левой руки существуют и более примитивные приемы игры на гуслях . Один из них продемонстрировал Т. Ананьев (Фаминцын, 1890, с. 71). Игрец ставил кисть левой руки вертикально посредине инструмента так, чтоб безымянный палец попадал между струнами фа и соль, средний – между ля и си, а указательный – между до и ре. Прижимая пальцы движением всей руки то вниз (к струнамфа-ля-до), то вверх (к струнам соль-си-ре) и бряцая по струнам правой рукой почти у струнодержателя, игрец получал простую последовательность аккордов (пример № 3б). Самая низкая струна – ми бемоль – хотя и не ударяется при каждом аккорде, однако постоянно гудит во время игры как своеобразный выдержанный звук.
Другой пример такой же очень простой техники левой руки находим в наигрыше, записанном на рубеже XVIII-XIX вв. Боальдье и опубликованном у Фетиса (пример № 2). Здесь для получения минорного трезвучия от звука ля необходимо заглушить всего одну струну,для получения мажорного трезвучия от звука до – две крайние струны.
Ареал распространения звончатых гуслей , на котором традиция была наиболее крепкой и сохранилась частично до наших дней,охватывает псковско-новгородские земли. Особенно стойкой эта традиция оказаласьв Гдовском районе Псковской области (бывшая шелонская пятина ВеликогоНовгорода), где сделаны записи большинства известных нам гусельных наигрышей[][http://www.ruplace.ru/russkaya-instrumentaljnaya-muzyka/traditsii-igry-na-strunnyh-instrumentah.-gusli-balalayka-5.html#_ftn12|[12]].Имеются сведения об игре на звончатых гуслях в Смоленской,Вологодской, Архангельской, Костромской и некоторых других областях.
Репертуар гусляров составляют плясовые, танцевальныеи песенные наигрыши. В составе песенных наигрышей нет жанровой ограниченности, как, например, в рожечной музыке. Исполняются песнии лирические (непротяжные), и свадебные, и хороводные. Имеются записи частушек под аккомпанемент гуслей , городских песен, песен советских композиторов и даже свадебного плача невесты. Не менее широка областьтанцевально-плясового репертуара. Она включает не только русскую пляску (“Камаринская”, “Барыня” и другие) и народные танцы (главнымобразом различные фигуры кадрили), но и бальные танцы (вальсы, польки,краковяки и др.).
Музыкальную стилистику гусельной традиции целесообразно рассмотреть, учитывая специфику имеющихся материалов, на примере наигрышей А.Т. Тимофеева. Всего в его исполнении записано 32 текста[http://www.ruplace.ru/russkaya-instrumentaljnaya-muzyka/traditsii-igry-na-strunnyh-instrumentah.-gusli-balalayka-5.html#_ftn13|[13]].Фактура этих наигрышей складывается из трех основных компонентов: а)одноголосной мелодии с элементами двух- и трехголосия, б)ритмического аккомпанемента в виде бурдонирующей квинты, в) различных арпеджированных аккордов.
Мелодика наигрышей типично инструментальная, однако контуры вокального прототипа, если таковой имеется, угадывается без труда. Хотя в мелодии частоупотребление двойных и тройных нот, говорить о двухголосии или многоголосии едва ли целесообразно. Скорее это своего рода одноголосные мелодии,исполняемые иногда двойными-тройными нотами. В качестве таких нот типично использование терций и трезвучий как наиболее удобных с точки зрения техники левой руки. Вместе с тем встречаются и другие созвучия(Соколов, 1959, № 29, 39 и др.).
Характерной особенностью большинства наигрышей псковских гусляров являются бурдонирующиезвуки басового аккомпанемента, представляющие собой отголосок ранних этапов развития русской инструментальной музыки. Одним из приемових употребления является ритмический контрапункт, возникающий между мелодическим голосом наигрыша и аккомпанирующим бурдоном квинты.
Наиболее просто такой контрапункт организован в плясовых наигрышах, например в“Камаринской”. В них бурдонирующая квинта берется синкопированно на каждую позицию периода, особенно если эта позиция не реализуется в виде одной из фигур плясового ритма. Мобильное использование таких фигур в процессе варьирования наигрыша приводит к заметному разнообразию в аккомпанементе (Соколов, 1959, № 1 и 1 а, пример№ 2).
В этом варианте “Камаринской” в некоторых из двадцати ее шестипозиционных периодов фигура плясового ритма встретилась лишь один раз. На каждый такой период приходится по пять синкопированных квинт.Наоборот, в других периодах фигура ритмического дробления имеется в пяти позициях и, соответственно, синкопированная квинта берется только один раз –на шестую, нефигурованную позицию. Остальные периоды наигрыша занимают по отношению к этим двум промежуточное положение. Наиболее типично для данного наигрыша наличие двух фигур дробления в периоде, приходящихся на 4 и 5 его позиции.
Аналогичный принцип организации ритмического контрапункта находим в “Барыне”:синкопированные удары по басовым струнам приходятся на каждую позицию,“нерасцвеченную” ритмом плясового дробления (Соколов, 1959, № 3.
Ритмический бурдонирующий контрапункт в игре Тимофеева есть не что-то механическое, застывшее, существующее независимо от мелодии наигрыша,но существенное художественное средство в искусстве гусляра.В этом можно убедиться, не выходя за пределы плясовых наигрышей.Так. уже “Цыганочка” практически не имеет синкопированного контрапункта бурдонирующих квинт. Ею гусляр пользуется только на последней позиции каждого периода (Соколов, 1959, № 18, пример № 3).
Экономное использование синкопированного бурдона характерно и для плясового наигрыша“Во саду ли, в огороде” (Соколов, 1959, № 25). В наигрышах,основанных на неплясовых мелодиях, применение синкопированного бурдонирующего аккомпанемента не столь методично, поскольку природа их мелодий с моторикой плясовых движений непосредственно не связана. В таких наигрышах “аккомпанирующая” квинта нередко служит средством рельефного выделения наиболее характерных музыкальных фраз, как,например, в наигрыше “Из-за лесу, лесу темного” (Соколов, 1959,№ 35).
Третий из выделенных нами фактурных компонентов – арпеджированные аккорды –выразительное средство, свойственное только гусельным наигрышам.Ими гусляры отмечают, как правило, начало наигрыша, грани его структурныхразделов. Нередко они вторгаются и непосредственно в саму мелодию наигрыша. Звучат арпеджированные аккорды на гуслях очень эффектно и исполняются без труда. Возможно, поэтому встречаются гусляры,злоупотребляющие этим приемом (Соколов, 1959, с. 140). В результате мелодия наигрышей теряется в верхних голосах аккордового изложения.
К стилю игры А.Т. Тимофеева в ряде отношений близко исполнительское искусство двух других гусляров – В.Н. Иванова и Ф.С. Степанова.Для иллюстрации сходства и различий в их игре сопостав им аналогичные фрагменты наигрышей четвертой фигуры псковской кадрили – “Летелидве птички” (Соколов, 1959, № 12-14, пример № 8).
Как и Тимофеев, оба гусляра используют бурдонный аккомпанемент, однако характер его применения имеет некоторые отличия. Так, у Степановав качестве ритмического органного пункта используется только верхний звуктонической бурдонирующей квинты, ее нижний звук участвует в игре значительно реже и не как ритмическое средство, но исключительно “для большего гула” (пример № 8 а). Отличается бурдон в наигрыше Степановаи в ритмическом отношении: он никогда не берется синкопированно(в рамках основной единицы музыкального времени). Поэтому ритмического контрапункта в наигрышах Степанова по существу не возникает. Гусляр Иванов наоборот применяет, как и Тимофеев, двухзвучный синкопированный бурдон (пример № 8 а). Отличие этого бурдона от двух предыдущих проявляется в образуемом им переменном интервале: то увеличенная кварта(в других наигрышах, исполненных после подстройки гуслей , – кварта чистая), то большая терция. В результате аккомпанемент в наигрышахИванова можно рассматривать как явление, среднее между бурдономи примитивным гармоническим сопровождением, не забывая однако, что игра этого исполнителя была записана на гуслях , плохо державших строй(Соколов, 1959. с. 136).
В наигрышах некоторых других гусляров можно наблюдать еще один фактурный прием –мелодико-гармоническую фигурацию, осуществляемую шестнадцатыми.Он применяется обычно в наигрышах, сопровождающих частушки[][http://www.ruplace.ru/russkaya-instrumentaljnaya-muzyka/traditsii-igry-na-strunnyh-instrumentah.-gusli-balalayka-5.html#_ftn14|[14]] (пример № 5).
Такая фактура достигается особой разновидностью бряцания – мелкими ударами кистью руки, которые наносятся выборочно то по одной, то по другой струне.В книге, опубликованной полтора столетия назад (Фетис, 1835), приводится описание игры на гуслях , которое почти буквально совпадает с этим фактурным приемом. Можно предположить, следовательно, что он вполне обычен для гусельной традиции и, видимо, был довольно широко распространен в прошлом, хотя и мало зафиксирован в записях[][http://www.ruplace.ru/russkaya-instrumentaljnaya-muzyka/traditsii-igry-na-strunnyh-instrumentah.-gusli-balalayka-5.html#_ftn15|[15]].
Аналогичный фактурный прием встречается в частушечных наигрышах, исполняемыхна балалайке, гармони и других инструментах (Примеры № 9, 14.16, 21, 22, 78-80), а также в особой разновидности частушечного аккомпанемента, исполняемого голосом и называемого исполнителями “петь под язык”. Вот фрагмент одной из многочисленных записей такого аккомпанемента (пример № 60).
Фактурная общность наигрышей, относящихся к различным инструментальным традициям –яркое свидетельство взаимосвязи этих традиций. Если дальнейшие исследования подтвердят гусельные стоки этой фактуры, то возможности изучения гусельной музыки будут значительно расширены, поскольку наигрыши “под язык”продолжают фиксироваться в большом количестве на всей территории России.
В заключение главы приводим образец игры на гуслях , поступивший в наше распоряжение уже после того как книга была написана[][http://www.ruplace.ru/russkaya-instrumentaljnaya-muzyka/traditsii-igry-na-strunnyh-instrumentah.-gusli-balalayka-5.html#_ftn16|[16]] (пример № 7).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 14 фев 2011, 14:58 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Прочитав это: «Суммируя известные нам данные о строе гуслей , в том числе неопубликованные, можно утверждать, что наиболее характерным звукорядом для псковского региона на протяжении последних ста лет является звукоряд, совмещающий в себе черты ионийского и миксолидийского мажора. Первые восемь мелодических струн, если считать снизу, образуют миксолидийский звукоряд, первая ступень которого настраивается в унисон с верхним звуком бурдонирующей квинты. От четвертой мелодической струны, которая образует октаву с нижним звуком бурдонирующей квинты, настраивается ионийский звукоряд – либо неполный (с пропущенной VII ступенью),либо, наоборот, выходящий за пределы октавного диапазона –в зависимости от количества мелодических струн.» попытался определить строй. Если предположить, что бурдонирующая квинта это C-G, то строй получается такой:
G,A,A#,C,D,E,F,G,A


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 09:56 

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 11:33
Сообщения: 260
Семён Скрипкин писал(а):
ионийского и миксолидийского мажора.
Семён Скрипкин писал(а):
бразуют миксолидийский звукоряд, первая ступень которого настраивается в унисон с верхним звуком бурдонирующей квинты.
Семён Скрипкин писал(а):
От четвертой мелодической струны, которая образует октаву с нижним звуком бурдонирующей квинты, настраивается ионийский звукоряд – либо неполный (с пропущенной VII ступенью),либо, наоборот, выходящий за пределы октавного диапазона –в зависимости от количества


:shock: :shock:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 15 фев 2011, 11:04 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Бурдон в музыке - выдержанный (как правило, низкий) тон, на фоне которого развёртывается мелодия.
• Ионийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Строится от I ступени натурального мажора.
• Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится от VI ступени натурального мажора.
• Дорийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится от II ступени натурального мажора.
• Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. Строится от III ступени натурального мажора.
• Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. Строится от IV ступени натурального мажора.
• Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. Строится от V ступени натурального мажора.
• Локрийский — лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. Строится от VII ступени натурального мажора. Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 17 мар 2011, 09:59, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 02 мар 2011, 14:20 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Эта Ля#, а правильнее сказать СиЬ, говорит о том, что при игре предпочтение отдавалось тональностям Ре минор и Фа мажор, а не До мажор и Ля минор.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 17 мар 2011, 10:01, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011, 21:23 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
"Игрец ставил кисть левой руки вертикально посредине инструмента так, чтоб безымянный палец попадал между струнами фа и соль, средний – между ля и си, а указательный – между до и ре. Прижимая пальцы движением всей руки то вниз (к струнамфа-ля-до), то вверх (к струнам соль-си-ре) и бряцая по струнам правой рукой почти у струнодержателя, игрец получал простую последовательность аккордов".
Судя по этим записям строй был: F G A H C D E. Я думаю, что здесь закралась ошибка. Начнем с того, что седьмая струна здесь лишняя. Вторая струна должна быть постоянно зажата безымянным пальцем, а указательный и средний прижимают то верхние, то нижние струны. Строй гуслей при этом для игры в тональности До мажор должен быть такой: G A H C D E. Если учесть, что вторая струна зажата постоянно, то для такой игры достаточно и пяти струн. Строй 5-ти струнных гусель при этом будет такой: G H C D E. При этом получаются два аккорда – До мажор и Соль мажор. Есть русские народные песни, для аккомпанемента которых достаточно этих двух аккордов. К таким песням можно отнести « Савка и Гришка сделали ду – ду.», « На зеленом лугу их – вох.»," Пойду ль я выйду ль я да", и др. Такие песни исполняются под гудки с тоном C,E или C,G.
Если песни исполняются в тональности Фа мажор (это параллельный мажор от Ре минора), то строй 5-ти струнных гусель будет: C E F G A, а гудки F,A или F,C.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 17 мар 2011, 10:05, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 16 мар 2011, 07:36 

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 11:33
Сообщения: 260
Вот пишет человек ведь не просто так. Ведь наверняка экспедиции были и еще что то, работу провел свидетелей собрал. А вы "закралась ошибка" сами же писали строев много и играть можно как угодно. Если вам удобно именно так и ни как иначе то это еще не значит, что все вокруг играть не умеют и образование не имеют. В Питере целое направление гусельное в консерватории (именно фольклорное) вот там и люди с образованием и опытом и стариков видели, и просто так писать не будут а бы что.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 16 мар 2011, 11:21 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
«Описывая игру Т. Ананьева, Фаминцын характеризует ее как чрезвычайно монотонную, что проистекает, по его мнению, из того, что игрец забросил игру на гуслях и, взяв их в руки лишь по просьбе приехавшихв деревню консерваторских музыкантов, ограничился показом только одного приема игры – бряцание всего по двум аккордам. По словамГ.А. Маренича, пытавшегося записать игру Т. Ананьева,он будто бы никогда не играл на гуслях ни песенных,ни плясовых наигрышей, а только чисто инструментальные ритмические импровизации.»
Ничего удивительного в том, что такой игрец на слух неправильно настроил гусли и забыл, что одна струна должна быть постоянно зажата. Очень хорошо, что Фамицын записал все, как было. Теперь надо переварить эту информацию т.с. отделить зерно от плевел. Что я и пытаюсь сделать. Пишу я все это не для того чтобы меня осуждали, а для того чтобы проверили и поправили. Да, я не народник, но мне, как гитаристу хорошо заметно то, на что другие просто не обратили внимание. Мне нужна конструктивная критика. Не всему тому, чему учила мама, стоит полностью доверять – надо и свою голову иметь. Прежде, чем отмести идею и осудить ее - сначала проверь!


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 17 мар 2011, 10:09, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 16 мар 2011, 17:42 

Зарегистрирован: 29 янв 2009, 17:24
Сообщения: 742
"Гусли бо страяютяя персты, а тело основывается жилами" Даниил Заточник

"Сама бо душа наша подобна есть сладкогласным гуслем, ум же доброму хитрецу красных пении, а язык бряцалу, а доброгласныя устне струнам" инок Евфросин

"Навыцайте пети и узриша вещи сладость" Соловецкий архимандрит Макарий


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статьи и другие тексты о гуслях.
СообщениеДобавлено: 31 мар 2011, 10:07 

Зарегистрирован: 29 янв 2009, 17:24
Сообщения: 742
Виса

Дел я знаю девять:
Добрый висописец,
Лих в игре тавлейной,
Лыжник я и книжник.
Лук, весло и славный
Склад мне рун подвластны.
Я искусен в ковке,
Как и в гуде гусель.

РЁГНВАЛЬД КАЛИ, или КАЛИ СЫН КОЛЯ (сер. XII в.) – ярл Оркнейских островов
Перевод С. В. Петрова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB