Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 20 окт 2018, 10:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 22:08 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Спасибо!
Семён, меня к Вам вопрос-просьба. У Байкальца в видеошколе есть исполнение песни про странника (на стихи Есенина). А Вы можете её в перекладе на 7-струнные гусли написать? Мелодия вроде несложная, но никак сам не могу подобрать. :cry:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 29 янв 2012, 12:32 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
В своей «школе» Байкалец лукавит – он поет песню в Соль миноре, а подыгрывает на гуслях, настроенных в Ре миноре. Тональность Соль минор содержит не один бемоль(как Ре минор), а два – Си бемоль и Ми бемоль. Поэтому, чтобы подыгрывать в Соль миноре ему надо было бы понизить Ми.
В Соль миноре аккомпанемент будет выглядеть так:
Gm F
Gm F
Cm Gm
Cm D7 Gm
Напишите от какой ноты до какой у Вас 7-и струнные гусли, а я подумаю можно ли их перестроить в Соль минор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 29 янв 2012, 16:17 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Семён, очень благодарен за оперативность!
У меня гусли настроены обычно так (с нижней струны): B-D-E-F#-G-A-B Или A-D-E-F#-G-A-B
Но я могу и перестроить, если надо. Как Вы посоветуете?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 29 янв 2012, 19:25 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Строй B-D-E-F#-G-A-B соответствует тональности Ми минор с басовой квинтой Си. То же самое можно сказать про строй A-C-D-E-F-G-A который соответствует тональности Ре минор с басовой квинтой Ля.
Пожалуй самый простой способ перейти в Соль минор будет дотянуть нижнюю Си до До, или если натянуть не получится, то заменить струну на потоньше(чтобы дотянуть до До).
Строй будет такой: C-D-EЬ-F-G-A-BЬ, соответсвенно строю
Gm-257
F-146
Cm-135
D7-126
Можно «схимичить» и сделать необычный строй: A-C-D-EЬ-F-G-BЬ
Тогда аккорды:
Gm-367
F-135
Cm-246
D7-123

Все это чисто теоретически. Сообщите, что получится на практике!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 29 янв 2012, 19:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Спасибо, Семён!
Буду теперь химичить, результаты сообщу:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 30 янв 2012, 00:09 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Семён Скрипкин писал(а):
Семён, очень благодарен за оперативность!

С этой оперативностью я оплашал!
Посыпаю голову пеплом. Я не дослушал диск до конца и посчитал, что песня о страннике это песня об инаке (она в середине), т.е. аккорды я дал именно к иноку:
К водам Иорданским
К господу пришедшу
Иноку святому
Над него нашедшу.

Но это не меняет сути дела. Все песни и Гимн гусляров, и Комаринскую и Странника Байкалец поет в Соль миноре. Эта тональность подразумевает два бемоля – Си бемоль и Ми бемоль.
Вот аккорды для Странника:
Cm F BЬ
Cm F Gm
BЬ D7 Gm
Cm F Gm
При строе C-D-EЬ-F-G-A-BЬ аккорды будут выглядеть так:
BЬ-247
F-146
Gm-257
Cm-135
D7-126
Вместо F можно играть F7
F7-1346


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 30 янв 2012, 20:49 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 21:04
Сообщения: 202
Откуда: Наша Russia
Семён, Вы не оплошали, а дали намного больше, чем я надеялся получить!
Большое Вам спасибо - есть над чем теперь поработать!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 14:57 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2012, 13:13
Сообщения: 9
Семён Скрипкин писал(а):
Если бы он был диатоническим, то восьмая струна должна быть вдвое короче первой

Если бы струны были одной толщины, то да. А почему Вы думаете, что струны должны быть одной толщины?

Цитата:
Как играли на гуслях? Очевидный ответ – что пели, так и играли.

Прекрасный ответ. :)

Цитата:
Почему на Руси так популярны три блатных аккорда?

Скоро. Во всех консерваториях страны. Фильм Семёна Скрипкина "Почему на Руси так популярны три блатных аккорда?"
:) Простите, не удержался. Но формулировка, конечно, полный атас. :)

Цитата:
C D E F G# A.
Если добавить G, то получится C D E F G G# A. Такой строй позволяет составить все 6 аккордов для Am: Am, Dm, E7, C, F, G7.

И вот тут мы делаем фатальную ошибку, потому что под желаемые ноты в аккордах строй подбирать - дело неблагодарное. У нас что, для каждой новой песни или инстурументальной "пьесы" в каждой новой тональности свой инструмент должен быть? А играть как? Каждый раз заново учиться? Вы же приходили к этим выводам, что с одного строя на другой "пересесть" просто так не получится, это как заново играть.

Цитата:
Я понимаю, что нельзя 5-ю пальцами зажать 7 лишних струн

Вот голос разума. Ну хотя бы удобно же должно быть. Как играть-то? Неспроста же так не играли.

Цитата:
но скорее всего славяне расширяли академические аккорды благозвучными тонами, убирая лишь диссонирующие.

Да, знали бы об этом эти самые славяне... Нет, просто в практику входило то, что сыграть можно в "предлагаемых обстоятельствах". Какие ещё "академические аккорды"! Аккорды - это вообще понятие тональной гармонии, которая складывается в творчестве венских классиков во второй половине восемнадцатого века. И вот эти самые аккорды, Вы считаете, какие-то славяне расширяли благозвучными тонами, да?

Цитата:
Возможно, что наряду с диатоническим строем были гусли и с хроматическим. Очень просто отличить одни от других визуально. При диатоническом строе 8-я струна должна быть вдвое короче первой, при хроматическом – лишь 13-я.

Мне бы в глубине души очень бы хотелось, чтобы так и было, но этого, кажется, никто никогда не видел. А второй тезис неверный по той же причине, что и самый первый в Вашем сообщении: никто не обещал, что струны будут одной длины.

_________________
Ars longa, vita brevis est.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 15:06 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2012, 13:13
Сообщения: 9
Больше того. Обратимся к традиции. В традиции каждый конкретный исполнитель играл в основном два-три наигрыша ну и в общем-то всё. Даже тональность его устраивала та, какая есть. Совершенно не стояло задачи какой-то, с одной стороны, "глобализации" (ведь все Ваши эксперименты с хроматическим строем связаны с тем, чтобы можно было играть всё подряд во всех тональностях, как на рояле), но с другой стороны, локализации (потому что каждый вновь изобретённый Вами строй годится для единственной песни, в нашем случае - песни). Так что все Ваши эксперименты, наверно, имеют право на существование (в конце концов, это в большой мере личное дело каждого - как ему обходиться с дошедшим до него наследием), но я предупреждаю всех остальных, что в тех случаях, когда мы говорим об инструменте, связанном с традицией, совсем обходиться без опоры на какой-то историзм - значит намеренно уходить в сторону от правды. Да, могут быть и инструменты всяких фантазийных форм и конструкций, но мастер с хорошим художественным вкусом всегда понимает, что это его фантазия, эксперимент, и никому никогда не скажет, что это вот настоящие аутентичные гусли...

Семён Скрипкин писал(а):
такой интервал ( от Ре до Ре ) при наличии Фа#, соответствует Дорийскому ладу – D E F# G A H C D.

Это дорийский лад, Вы считаете, да? Это неправильно.

Цитата:
HЬ присутствует во Фригийском и Миксолидийском ладу.

Да можно любую ноту найти в любом ладу, выбрать бы только его высотное положение... ;)

_________________
Ars longa, vita brevis est.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 15:14 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2012, 13:13
Сообщения: 9
Цитата:
Не всегда на 8-ми струнных гуслях можно сыграть сольную партию. Так например, чтобы сыграть сольную партию песни « Ой то не вечер…» в Ре минор, не хватает верхней и нижней До#. Если их вставить строй, то получится: C# D E F G A HЬ C C# D.

Ну вот это, конечно, просто караул. Кто ж так делает? Не всегда на гуслях можно сыграть даже и партию гармонического сопровождения. И на скрипке нельзя сыграть Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского. Вы что, струн до восьмидесяти восьми добавите на скрипку, если Вам захочется? Каждый инструмент разумно использовать в рамках его возможностей.

Цитата:
Под этот строй подходит и песенка " И мой сурок со мною..".

Прекрасный материал, наверно, Т.И. Баринова так и училась...

_________________
Ars longa, vita brevis est.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB