Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 18 ноя 2018, 17:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 30 янв 2011, 10:17 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Хочу поделиться очередной мыслью, пришедшей в мою «буйну голову». Я все ищу универсальный строй, на котором стоит остановиться и никак не найду его. Мне нравятся два строя - Дорийский D E F# G A H C D и Миксолидийский D E F G A Hь C D. Чтобы перейти с одного строя на другой, надо перестраивать инструмент, а это очень неудобно. Я придумал как легко перейти с одного строя на другой, не трогая колков. В теме «Настройка инструмента» я предлагал использовать подставной порожек, так вот я предлагаю использовать подставной порожек для перехода с одного строя на другой. Универсальный строй будет выглядеть так: D E F G A Hь C D. Подставив порожки под третью и шестую струны, повысив их тон на полтона, получим Дорий ский лад D E F# G A H C D, а убрав порожки, вернемся к Миксолидийскому.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 31 мар 2011, 22:16, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 02 мар 2011, 14:22 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Напомню цепочку событий:
Все началось с песни « Я на горку шла ». Нашел в интернете ноты, они были в интервале от Ре до Ре. При наличии Фа#,это соответствует Дорийскому ладу – D E F# G A H C D.
Чтобы проверить строй, сделал гусли со струнами от Ре до Ре. Дорийский лад соответствует тональности Ми минор.
Песня « Степь широкая » исполняется в этом интервале в тональности Ре минор. . Чтобы сыграть песню, перестроил гусли из Ми минора в Ре минор. Перестройка заняла несколько минут, благо с гитарными колками это очень удобно. Строй получился такой: D E F G A HЬ C D.
На мой вкус при игре с вышеуказанным строем немного не хватает басов. Если учесть, что большой палец левой руки в игре участвует редко, он вполне мог бы лежать на девятой струне. Предложил расширить этот строй 5-ой ступенью, только на октаву ниже. Строй получился такой: A / D E F G A Hь C D
Такой строй позволяет сыграть на гуслях «Старинную французскую песню» и « Мой сурок со мною».
Проверяя, что можно еще сыграть с интервалом A / D на гитаре сыграл « Барыню» в том же интервале от РЕ до Ре. Это оказалась тональность Ре мажор. В этой тональности кроме F# еще и C#, так что на гуслях строй будет такой – A / D E F# G A H C# D.
Тональность Ре мажор на тон выше, чем До мажор, следовательно строй может быть и такой – G / C D E F G A H C.

Если добавить две пропущенные ступени, получится строй 11-ти струнника.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 31 мар 2011, 22:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 03 мар 2011, 11:05 

Зарегистрирован: 24 фев 2009, 09:38
Сообщения: 54
На счёт теории о том, что по длинне струн можно пределить строй, так она не верна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 03 мар 2011, 17:57 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Это не теория, а лишь догадка. Что строй не один - это факт, а вот каким он может быть? Вот что представляет интерес. Длинна струн говорит о многом. Так например, если струны длинные, значит звук низкий, короткие - высокий. А то, что строй может быть хроматическим - у меня сомнения не вызывает. Эту идею мне подсказали именно длины струн. Не исключено, что может быть и другой " хитрый " строй.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 03 мар 2011, 20:41 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Желая проверить хроматический строй. Решил сделать гусли. Не имея возможности сделать нормальные гусли, решил переделать под гусли старую гитару. Просверлил в нижнем порожке две дырки для 7-ой и 8-ой струн, а гриф сделал из толстой фанеры. Но в последний момент передумал и колки поставил не под хроматический строй, а под Дорийский лад. Наиграюсь с этим строем, перейду к другому. Надеюсь дойдет и до хроматического.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 04 мар 2011, 16:05 

Зарегистрирован: 24 фев 2009, 09:38
Сообщения: 54
Богъ в помощь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 10 апр 2011, 11:50 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Я хочу подвести итог к теме «Правильный строй».
Первое – строй может быть хроматическим ( по полутонам ). Такой строй позволяет использовать гусли только как инструмент,аккомпанирующий пению.Строй состоит из звуков четырех септаккордов и представляет собой неполный хроматический ряд. Такой строй позволяет чередовать мажорные аккорды с септаккордами. Этот прием игры хорошо известен музыкантам, играющим на аккордеоне или баяне.
Второе – строй может быть не хроматическим, а диатоническим. В данном случае главное, что НЕ хроматическим! В этом случае в основу строя берется минорная или мажорная гамма. Причем любой тональности. Напомню, что гусли настраивались не по тюнеру ( без диезов и бкмолей ), а по голосу, под настроечную мелодию. И в зависимости от голосового диапазона эта мелодия смещалась в ту, или другую сторону.
Гусли, в отличии от гитары и балалайки, очень индивидуальный инструмент, и строй инструмента у каждого исполнителя будет свой!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 10 апр 2011, 11:54 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Теперь я постараюсь объяснить, тем, кто без академического образования, тот кусок из статьи про гусли, которую внес на обсуждение Григорий Николаевич. Вот цитата из этой статьи:
”. Строй гуслей , каким он должен быть по указанию самого Тимофеева, – ля мажорный диатонический звукоряд, охватывающий большую часть первой (от ми) и всю вторую октавы, и буроднирующая квинта от ля малой октавы с утроенной примой и удвоенной квинтой.Мы приводим этот звукоряд транспонированным на квинту вниз, поскольку уровень настройки, определенный по фонограммам, был в одних случаях на три, в других – на четыре тона ниже ( гусли Тимофеев настраивал по слуху, не прибегая к помощи камертона).
Аналогично были настроены гусли у ряда других гусляров,например, у Ф.С. Степанова (Соколов, 1965, с. 140). В некоторых случаях над бурдонирующей квинтой надстраивался не мажорный,а минорный звукоряд (пример № 9).»

Начнем с того, что Ля мажор при ключе имеет три диеза, следовательно «ля мажорный диатонический звукоряд, охватывающий большую часть первой (от ми) и всю вторую октавы», будет выглядеть так:
E F# G# A H C# D E F# G# A H
Теперь разберем этот кусок:« , и буроднирующая квинта от ля малой октавы с утроенной примой и удвоенной квинтой»
Бурдонирующая квинта – это интервал между первой и пятой ступенью, где первая ступень – это тоника, а пятая – доминанта.
Тоника - первая и главная ступень лада, к которой тяготеют все остальные ступени, или трезвучие, построенное на первой ноте лада по его ступеням.
Доминанта – (от лат. dominanta «господствующая») V ступень лада относительно тоники, или трезвучие, построенное на пятой ноте лада по его ступеням.
Фраза:« буроднирующая квинта от ля малой октавы» подразумевает басовую струну с тоном первой ступени, учитывая, что струн обычно не более !2, строй будет такой:
A E F# G# A H C# D E F# G# A
Теперь этот кусок;« с утроенной примой и удвоенной квинтой». Здесь речь идет о ступенях. Первая ступень – это прима, пятая ступень – это квинта. Проверяем – в строе: A E F# G# A H C# D E F# G# A H три примы (А) и две квинты (Е).
Фраза :« Мы приводим этот звукоряд транспонированным на квинту вниз, поскольку уровень настройки, определенный по фонограммам, был в одних случаях на три, в других – на четыре тона ниже ( гусли Тимофеев настраивал по слуху, не прибегая к помощи камертона).
Аналогично были настроены гусли у ряда других гусляров,например, у Ф.С. Степанова (Соколов, 1965, с. 140). В некоторых случаях над бурдонирующей квинтой надстраивался не мажорный,а минорный звукоряд (пример № 9).», говорит о том, что настраивались гусли в любой тональности и от любой ноты в зависимости от желания исполнителя.

Я все правильно сказал, Григорий Николаевич?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 12 апр 2011, 02:20 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Ага.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 19 май 2011, 10:08 

Зарегистрирован: 29 мар 2011, 10:53
Сообщения: 24
Была у меня когда-то мысль, но я ее в долгий ящик отложил из-за замороченности.
Суть в том, чтобы струны пускать не параллельно деке, а под углом. Причем целые ноты - слева направа вниз, а "черные клавиши" - им навстречу, справа. Получается - ни одна нота не пропускается. Диапазон - ну, насколько доски хватит :)Таким образом, можно легко сыграть аккорд на целых и на половинках.. В середине инструмента они получатся на одной высоте - можно сыграть и там, хотя расстояние между струнами будет в 2 раза меньше.
Кроме того, можно попробовать в качестве встречных использовать не бемоли, а более толстые струны, настроенные в унисон через октаву. Корпус, правда, придется делать покрепче.

И что б вы думали? Хорошие идеи в воздухе витают, просто надо их поймать. Оказывается, на подобных шлемовидных гуслях играет известная московская исполнительница Любовь Басурманова. Она к нам в Питер приезжала на гусельный фестиваль недавно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB