Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 11 дек 2018, 14:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 26 янв 2011, 17:37 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Совсем было собрался сделать десятиструнник с гитарными колками, да задумался.
Что считать правильным строем для гуслей? Чисто визуально кажется, что он должен быть хроматическим ( по полутонам ), но в этом вроде бы нет смысла. Если бы он был диатоническим, то восьмая струна должна быть вдвое короче первой, а этого не наблюдается. Как играли на гуслях? Этот вопрос остается открытым. Очевидный ответ – что пели, так и играли. Почему на Руси так популярны три блатных аккорда? Am – минорная ( грустная ) тональность, но цыганочка и частушки – это веселая плясовая, хотя исполняются в Am.
Вот три основных аккорда Am:
Am - ля, до, ми
Dm - ре, фа, ля
E7 - ми, соль#, си, ре
Из четырёх нот E7 можно играть любые три. Тогда можно использовать такой строй: C D E F G# A.
Если добавить G, то получится C D E F G G# A. Такой строй позволяет составить все 6 аккордов для Am: Am, Dm, E7, C, F, G7. Замечу, что такой строй ближе к хроматическому, не хватает C#, D# и F#. А может десятиструнник и имеет хроматический строй?
Так при хроматическом строе выглядят аккорды в Am:
Am-1,5,10
Dm-3,6,10
E7-3,5,9
C-1,5,8
G7-3,6,8
F-1,6,10
Можно добавить еще один редко встречающийся аккорд-
A – 2, 5, 10
Вот вам и смысл хроматического строя!
Я понимаю, что нельзя 5-ю пальцами зажать 7 лишних струн, но скорее всего славяне расширяли академические аккорды благозвучными тонами, убирая лишь диссонирующие. Хроматическая гамма сама по себе очень благозвучна и очень подходит к гуслям.
Здесь на форуме отмечалось, что струн на гуслях было самое большее около 12, а ведь 12 нот это полный хроматический ряд. Возможно, что наряду с диатоническим строем были гусли и с хроматическим. Очень просто отличить одни от других визуально. При диатоническом строе 8-я струна должна быть вдвое короче первой, при хроматическом – лишь 13-я.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 26 янв 2011, 17:54, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 26 янв 2011, 17:39 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Все началось с песни « Я на горку шла ». Нашел в интернете ноты, они были в интервале от Ре до Ре, при этом аккомпанемент в тональности Соль мажор ( параллельный минор – Ми минор ). В этой тональности при ключе стоит Фа#. Так вот, такой интервал ( от Ре до Ре ) при наличии Фа#, соответствует Дорийскому ладу – D E F# G A H C D.
Я попробовал на гитаре, так в этот интервал и с этими аккордами замечательно исполняются большинство русских народных песен. Но верхняя Ре довольно тяжела для исполнения, если голос низкий. Можно изменить тональность. Чуть ниже Ми минор будет тональность Ре минор. И вот тут для меня было открытие. Может для кого–то это прописная истина, а я не знал. Оказывается общепринятый интервал от До до До это не До мажор, а Фа мажор, или параллельный Ре минор. При этом в гусельном строе вместо Си должна быть СиЬ, т.е. строй будет выглядеть так: C D E F G A HЬ C. HЬ присутствует во Фригийском и Миксолидийском ладу. Если за основу взять Дорийский лад, то целесообразно взять второй строй на тон ниже, т.е. получаем два строя:
D E F# G A H C D
C D E F G A HЬ C
Теперь написанная партия для одного строя, будет верна и для другого.
Если голос совсем низкий можно опуститься с Ре минор до Ля минор, при этом строй будет: G A H C D E F G. По полутонам, этот строй будет совпадать с двумя предыдущими.
Можете проверить. Сыграйте песню « Я на горку шла » с любым, из вышеперечисленных, строем.
8 7 6 5 4
8 7 6 5 4
3 3 2 2 3 3 4 4
3 3 2 1 1
8 8 5 5 8 8 6 6
5 5 5 8 8

8 7 (!,4,6,8) (1,3,5,7,8) (1,4,6,8)
8 7 (!,4,6,8) (1,3,5,7,8) (1,4,6,8)
(1,4,6,8) (1,4,6,8) (1,3,5,7,8) (1,3,5,7,8) (1,4,6,8) (1,4,6,8) (2,4,7) (2,4,7)
(1,4,6,8) (1,4,6,8) (1,3,5,7,8) (1,4,6,8) (1,4,6,8)
(1,4,6,8) (1,4,6,8) (1,3,5,7,8) (1,3,5,7,8) (1,4,6,8) (1,4,6,8) (2,4,7) (2,4,7)
(1,4,6,8) (1,4,6,8) (1,3,5,7,8) (1,4,6,8) (1,4,6,8)

Если написать такие партии для других песен, получится самоучитель.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 31 мар 2011, 21:57, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 26 янв 2011, 17:41 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Мне нравится песня « Степь широкая ». Гусли у меня сделаны под интервал от Ре до Ре. В этом интервале она исполняется в тональности Ре минор. Чтобы сыграть песню, перестроил гусли из Ми минора в Ре минор. Перестройка заняла несколько минут, благо с гитарными колками это очень удобно. Строй получился такой: D E F G A HЬ C D.
Аккорды в основном получились в четыре ноты – звучат хорошо. Партитура выглядит так:
1,1,1,1,6,5,3,4,1
1,1,8,7,5,6,8,5
7,7,7,5,6,7,6,5,3,4,1
5,5,7,6,5,3,4,8

(1358)111(1468)53(245)(1358)
(1358)1(1368)75(2467)8(357)
(357)775(1468)76(1358)3(245)(1358)
(1358)5(1468)6(1358)3(245)(1358)

(1358)(1468)(245)(1358)
(1358)(1368)(2467)(357)
(357)(1468)(1358)(245)(1358)
(1358)(1468)(1358)(245)(1358)

Dm Gm A7 Dm
Dm HЬ C7 F
F Gm Dm A7 Dm
Dm Gm Dm A7 Dm

Переходить с одного строя на другой довольно сложно, фактически учишься играть заново, причем все предыдущее вылетает напрочь. Я понимаю так, что если месяц не поиграть, забудешь все. Не мудрено, что когда Ананьева попросили сыграть на гуслях, он с трудом вспомнил простой наигрыш.


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 31 мар 2011, 22:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 26 янв 2011, 17:43 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Так каким должен быть строй 9-ти струнника, если использовать хроматический, а не диатонический звукоряд? Построим три септаккорда:
C7- ля#, до, ми, соль
F7- ре#, фа, ля, до
G7- фа, соль, си, ре
Теперь соберём все ноты в один звукоряд. Получится: D D# E F G A A# B C
Для полноценного хроматического звукоряда не хватает F# и G#, но без этих нот можно обойтись даже при составлении всех аккордов в Am и C.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 26 янв 2011, 17:58 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Изображение[/quote]
Например на этой фотографии девятисрунник ( ближний ) – диатонический, а десятиструнник ( вдали ) – хроматический.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 27 янв 2011, 07:52 

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 11:33
Сообщения: 260
Семен, а вы проверяли на инструменте теорию?
Так конкретно конечно по аккордам рассказать не могу, могу только добавить что при Диатоническом строе основные трезвучия брать можно, кроме В(Н) вот под него нету основной ноты. ну и вроде некоторые миноры не совсем берутся.(ну это я в другой теме писал)

И как вы на взгляд строй гуселей определяете? я например на фото увидел только то что дальние чуть пониже и поэтому колки поплотнее стоят и все.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 27 янв 2011, 11:39 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Я же писал:Очень просто отличить одни от других визуально. При диатоническом строе 8-я струна должна быть вдвое короче первой, при хроматическом – лишь 13-я.
А чтобы проверить аккорды мне придется делать гусли, т. к. теперь у меня их нет. Скоба вырвалась и расколола гусли. Летом попробую склеить эпоксидкой, но для этого придется расколоть до конца на две части. Что из этого выйдет не знаю.
Попробуй перестроить свой 6-ти струнник и сыграй. Строить можно от любого тона, гавное - два тона, три полутона.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 27 янв 2011, 13:42 

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 11:33
Сообщения: 260
Да, про струны читал только не понял щас понял.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 29 янв 2011, 15:52 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Не всегда на 8-ми струнных гуслях можно сыграть сольную партию. Так например, чтобы сыграть сольную партию песни « Ой то не вечер…» в Ре минор, не хватает верхней и нижней До#. Если их вставить строй, то получится: C# D E F G A HЬ C C# D.
Это может быть строй 10-ти струнника. Для Ля минор строй будет таким: G# A H C D E F G G# A.
Но для аккомпанемента вполне достаточно 7 – 8 струн. В Ре минор это: D E F G A HЬ C D. Аккорды при этом выглядят так:
Dm-(1358)
Gm-(1468)
A7-(245)
F-(357)
C7-(2467)
HЬ-(1368)
С этими аккордами аккомпанемент песни « Ой то не вечер..» будет выглядеть так:

Dm Dm A7 A7
Dm Dm F C7
F F C7 A7
Dm Gm A7 Dm C7

F F C7 A7
Dm Gm A7 Dm Dm

Если учесть, что большой палец левой руки в игре участвует редко, он вполне мог бы лежать на девятой струне. В зависимости от тональности это будет C# или G#. Этот звук расширит аккорд A7 или E7.

Пожалуй строй, который я хочу предложить будет таким же экзотическим, как хроматический. Но по моему в нем что-то есть. На мой вкус при игре с вышеуказанным строем немного не хватает басов. Если учесть, что два аккорда имеют по три ноты, а все остальные по четыре, есть смысл расширить эти два аккорда имеющейся в них 5-ой ступенью, только на октаву ниже. Эта же 5-ая ступень есть и в основном тоническом аккорде. Обозначим эту струну нулевой. Эта струна будет выполнять роль второго бурдонирующего гудка, а первая струна – первого гудка..
В моем случае ( когда басовая струна сверху ) большой палец левой руки будет прижимать либо 0-ю, либо 1-ю струну.
Так будет выглядеть строй на выбор:
A / D E F G A Hь C D (Ре минор)
E / A H C D E F G A (Ля минор)
H / E F# G A H C D E (Ми минор)
А так аккорды:
D(A, E)m – 1,3,5,8
G(D, A)m – 1,4,6,8
A(E, H)7 – 0,2,4,5
F(C, G) – 0,3,5,7
C(G, D) – 2,4,6,7
H(F, C) – 1,3,6,8
Думаю, что эта дополнительная струна украсит игру. Если смогу добавить в свои гусли 9-ю струну – проверю.
Кстати, такой строй позволяет сыграть на гуслях «Старинную французскую песню». Первые шесть нот этой песни напоминают настроечную мелодию ( 0,1,2,3,4,5 ). Это наводит на мысль, что таким строем могли пользоваться в те времена, когда эта песня была в ходу. В Ре миноре, под гудки Ля и Ре мелодия звучит просто завораживающе ( я проверил под синтезатор ).
Под этот строй подходит и песенка " И мой сурок со мною..".


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 31 мар 2011, 22:07, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Правильный строй.
СообщениеДобавлено: 29 янв 2011, 16:00 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Меня давно интерисовал вопрос зачем нужны 5-ти струнные гусли? Как может удовлетворять такой малый набор струн? Эта выдержка из статьи навела меня на мысль, каким может быть строй 5-ти струнных гуслей;» Игрец ставил кисть левой руки вертикально посредине инструмента так, чтоб безымянный палец попадал между струнами фа и соль, средний – между ля и си, а указательный – между до и ре. Прижимая пальцы движением всей руки то вниз (к струнамфа-ля-до), то вверх (к струнам соль-си-ре) и бряцая по струнам правой рукой почти у струнодержателя, игрец получал простую последовательность аккордов»
Судя по этим записям строй был: F G A H C D E. Я думаю, что здесь закралась ошибка. Начнем с того, что седьмая струна здесь лишняя. Вторая струна должна быть постоянно зажата безымянным пальцем, а указательный и средний прижимают то верхние, то нижние струны. Строй гуслей при этом для игры в тональности До мажор должен быть такой: G A H C D E.
«Описывая игру Т. Ананьева, Фаминцын характеризует ее как чрезвычайно монотонную, что проистекает, по его мнению, из того, что игрец забросил игру на гуслях и, взяв их в руки лишь по просьбе приехавшихв деревню консерваторских музыкантов, ограничился показом только одного приема игры – бряцание всего по двум аккордам. По словамГ.А. Маренича, пытавшегося записать игру Т. Ананьева,он будто бы никогда не играл на гуслях ни песенных,ни плясовых наигрышей, а только чисто инструментальные ритмические импровизации.»
Ничего удивительного в том, что такой игрец на слух неправильно настроил гусли и забыл, что одна струна должна быть постоянно зажата.
Если учесть, что вторая струна зажата постоянно, то для такой игры достаточно и пяти струн. Строй 5-ти струнных гусель при этом будет такой: G H C D E. При этом получаются два полноценных аккорда – До мажор и Соль мажор(тоника и доминанта). Есть русские народные песни, для аккомпанемента которых достаточно этих двух аккордов. К таким песням можно отнести « Савка и Гришка сделали ду – ду.», « На зеленом лугу их – вох.», « Пойду ль я выйду ль я да » и др. Такие песни в тональности До мажор исполняются под гудки с тоном C,E или C,G.

В зависимости от тональности, в которой поется песня, строй 5-ти струнных гуслей будет такой:
G H C D E ( До мажор )
D F# G A H ( Соль мажор )
C E F G A ( Фа мажор )
Соответственно аккорды:
1,3,5 – тоника
1,2,4 – доминанта

Если песни исполняются в тональности Фа мажор (это параллельный мажор от Ре минора), гудки будут F,A или F,C.
Если в тональности Соль мажор (это параллельный мажор от Ми минора), гудки будут G,H или G,D.


На гуслях с таким строем не возможно сыграть мелодию, совпадающую с голосовой. Но можно сыграть партию сопровождения, на подобии второго голоса. Эта партия может стать основой наигрыша.
Вот вариант такой партии к песне« Пойду ль я выйду ль я да »:
(1,3,5) 5 3 (1,2,4) 5 (1,3,5) 3
(1,3,5) 5 3 (1,2,4) 5 (1,3,5) 3
(1,2,4) 3 (1,2,4) 5 (1,2,4) 5 (1,3,5)
(1,2,4) 3 (1,2,4) 5 (1,2,4) 5 (1,3,5)


Последний раз редактировалось Семён Скрипкин 31 мар 2011, 22:11, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB