Для регистрации на форуме,
напишите письмо на tolkud@gmail.com,
в письме укажите имя, под которым хотите быть зарегистрированы

(495) 617- 61- 91folkposte@mail.ru
Официальный сайт Российского Фольклорного Союза

www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 20 окт 2018, 09:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 16 авг 2011, 23:38 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Хороший материал по настройке гуслей от Дмирия Парамонова.


http://vkontakte.ru/id9788821?z=video97 ... eos9788821


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 18 авг 2011, 17:09 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Кварта, квинта, терция, секунда, …. Всё это из курса сольфеджио. Знать всё это вовсе не обязательно. У меня сложилось впечатление, что объясняющий сам в этом не очень смыслит. Значительно проще настраивать под тестовую мелодию. Там те же интервалы, только без «умных» терминов.
Видео понравилось. Понравилась форма инструмента (на гитару смахивает). Понравился термин «русский строй»(Миксолидийский лад), и понравилось высказывание, что настройка инструмента развивает слух. Полностью с этим высказыванием согласен.
Там на лавке рядом сидел парень с балалайкой, так вот, если гусляр пожелает сыграть в дуэте с балалайкой или баяном, то подстраиваться надо под тонику, причем при «русском строе» это будет не вторая и не девятая струна, а пятая.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 20 авг 2011, 15:00 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Спасибо! Очень познавательные замечания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 13 окт 2011, 21:28 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Я раньше этого не знал! Возможно, что все это относится и к нашим гуслям.

http://gusli.by/rus/library.html

Западно-аукштайтская и жемайтская игра на канклях

Старые гусляры не знали никаких тональностей, а канкли каждый настраивал как слышал по слуху или согласно диапазону смыка, позже - гармони, аккордеона или даже фортепьяно, хоть вместе с этими инструментами, кроме смыка, не играли. Не нарушим традиций, если гусли будем настраивать согласно гармони, смыка, аккордеона или даже фортепьяно. Однако такая настройка — все же позднейшее явление, ведь смык в Литве в исторических источниках упоминается с XVI в., гармони в наших усадьбах появились в 4-м десятилетии ХІХ в., а аккордеон — только в 1-й половине ХХ в. Нет никаких сомнений, что гусляры свои инструменты до тех пор настраивали только по слуху. Поэтому было бы лучше всего, если начинающие гусляры от самых основ были б приучены настраивать струны не только согласно звучанию других инструментов, но и со слуха. Тем более, что современные музыкальные инструменты настроены темперированно, а диапазоны этнической музыки (и канклей в том числе) были натуральные.
Приводим отношение темперированной и натуральной мажорной гаммы в центах
Темперированная мажорная гамма:
До 200 Ре 200 Ми 100 Фа 200 Соль 200 Ля 200 Си 100 До
Натуральная мажорная гамма:
До 204 Ре 182 Ми 154 Фа 182 Соль 182 Ля 182 Си 112 До
Видим, что все большие секунды темперированной гаммы между собой разнесены на 200 цт, а малые— на 100 цт. Все отношения же звуков натуральной гаммы разные, ведь, сравнивая с темперацией, третья, шестая и седьмая степени заниженные, а вторая, четвертая, пятая— завышены.
Если настроить канкли согласно представленному примеру, их диапазон был бы натуральным, а канкли звучали бы более-меньше так, как они звучали в руках старых гусляров. Не имея особых приспособлений, гусли на натуральное звучание возможно настроить и по слуху. Если они перед этим были настроены темперированно, незначительно отпустите колок седьмой струны, немного понизьте терцию мажорной гаммы (7-ю струну). Уже одного этого будет достаточно, чтобы канкли звучали чище. Когда хотите еще более приблизиться к натуральному звучанию, надо незначительно повысить шестую и девятую и довольно ощутимо — восьмую струну. Впоследствии этого чуть понижаем десятую, одиннадцатую струны и звучание канклей становится почти натуральным.

Я раньше думал, что ничего не понимаю в этномузыке, теперь понимаю, что не понимаю в два раза больше!!!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 09:54 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Сущесвует способ настройки гитары по флажолетам, думаю, что этот способ настройки вполне приемлем и для гуслей, правда, я его еще не освоил.

http://allfrets.ru/tehnika/harmonics
НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоивлечения.
Если колебание струны остановить посередине, то она будет вибрировать в два раза быстрее, а, следовательно, и звучать на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.
Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.
Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы и терцию выше открытой струны. Или же на две октавы выше, чем нота, взятая на четвертом ладу.
Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

ИСКУССТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет, извлекается на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! :)
ТЭППИНГОЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Чтобы взять тэппинговый флажолет, нужно просто ударить пальцем правой руки по металлическому порожку лада, расположенному на двенадцать ладов выше зажатой ноты. Можно взять и более высокий флажолет, но в этом случае надо ударять не на двенадцать, а на семь, либо пять ладов выше зажатой ноты. Да и взять такие флажолеты будет сложнее. При желании можно извлечь звук даже из нескольких струн одновременно, если ударить ребром указательного пальца. Следующие упражнения из книги «Трюки в стиле Heavy Metal».

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Удачи!


http://guitarlife.ru/obuchenie_nastr_metod_3.php
Настройка гитары по флажолетам
Вот мы и перешли к самому "взрослому" методу настройки гитары - настройке по флажолетам. Взрослым я его назвал потому, что, зачастую, он используется более-менее опытными гитаристами и почему-то игнорируется начинающими. Для новичка представляет значительную трудность скорее само взятие флажолета, а не процесс настройки. Процесс, на мой взгляд, заметно проще, особенно, когда дело касается толстых струн потому, что звучание флажолета почти всегда высокое, и позволяет легче определить факт слияния нот или их диссонанса. Давайте сначала разберемся в том, что такое натуральный флажолет.
Натуральный флажолет - это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и т.д. частей. Иными словами, при взятии флажолета нужно лишь слегка прикоснуться подушечкой пальца левой руки к струне, в самом простом случае, над двенадцатым ладом и извлечь звук правой рукой, сразу же сняв палец левой во избежание приглушения. Придется немножко потренироваться, а что делать...
Надеюсь, приблизительно понятно, что такое натуральный флажолет. Теперь о том, как он может помочь нам в настройке гитары.
Помните, как в разговоре о стандартном способе настройки гитары я упомянул о проверке строя? Так вот методе с использованием флажолетов происходит одновременная настройка-проверка. Итак, как же она идет. А идет она следующим образом: Вы настраиваете первую струну по эталону (как обычно), а потом сравниваете высоты звучания флажолетов взятых на определенных ладах. Для пары первая-вторая струна и всех остальных, кроме второй-третьей, требуется сравнить высоты звучания флажолета взятого над седьмым ладом (первая) и пятым ладом (вторая). Как вы понимаете, нужно добиться звучания в унисон. Для пары струн вторая-третья флажолеты берутся на пятом ладу (вторая) и четвертом ладу (третья).
Все просто, все элементарно. Проблемы будут возникать, скорее всего, только с взятием самих флажолетов, поэтому тренируйтесь. Сам способ настройки по флажолетам очень точен и удобен - рекомендую пользоваться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 14:17 

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 11:33
Сообщения: 260
и...

Причем здесь гусли?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 15:29 

Зарегистрирован: 06 дек 2010, 23:31
Сообщения: 127
Чисто теоретически:
Если мы возьмем флажолет над третью струны До, то получим Соль. Если возьмем флажолет над четвертью струны До, то получим Ми. Если возьмем флажолет над третью от Ми, получим Си, и т. д…..

Гуслей у меня сейчас нет, попробовал взять флажолет на гитаре - вроде получилось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 15:44 

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 11:33
Сообщения: 260
Строить гитару по флажолетам научился давно просто ради интереса забавный звук. флажолеты получаются хорошо только на пятом седьмом 12 и ладах.

На гуслях флажолеты тоже получаются, но в гуслях место точного звука надо искать(со временем все на автомате получается) но приложить флажолеты к настройке не пробовал т.к. и так строил. все откладываю на большие гусли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Настройка инструмента.
СообщениеДобавлено: 28 окт 2011, 16:09 
Утаман
Утаман
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 11:06
Сообщения: 3937
Починил сегодня гусли. Колок вставил новый, струны натянул.)) Какая же радость! Опять дома гусли звучат! :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB