www.buza.su

Русский рукопашный бой Буза
Текущее время: 15 дек 2018, 10:33

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Заволжская глухомань. Река Керженец
СообщениеДобавлено: 05 июн 2013, 18:30 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 июн 2009, 15:47
Сообщения: 271
В самом начале мая организовали с друзьями и замечательно прошли байдарочный поход по главной жиле Нижегородского Заволжья - реке Керженец.

1 мая приехали в Нижний Новгород, и по Борскому мосту через разлившуюся в половодье Волгу отправились в заволжские дебри:
Изображение

В лесном Заузолье известна река Керженец, которая берёт начало в 3 км от с. Белбаж и является левым притоком Волги. В одной из Разинских песен говорилось:
«Протекала тут речка быстрая,
Речка быстрая, омутистая,
Омутистая Лева Керженец.»

Кержак – раскольник. Это слово произошло от того, что первые раскольники, поселившиеся на Урале (в дачах Демидова завода) в первых годах XVIII в., пришли с Керженца.


Изображение

Как утверждают исследователи, четырнадцатое столетие памятно тем, что заселение Верхнего Заволжья славянами поначалу происходило путём монастырской колонизации. Большая часть монастырей на славянских землях была устроена учениками преподобного Сергия Радонежского и пострижениками его в Троицкой обители. Монастыри возникали большей частью “в местах глухих”.
Слух об отшельниках, постепенно распространялся. С разных сторон стали являться к ним люди, желая разделить с ними подвиги, жаждущие утешения и временного прибежища. Подвижники для приёма прихожан стали строить или кельи или церкви. Количество верующих увеличивалось, некоторые стали селиться на постоянное жительство, строили свои дома около святых обителей.


XVII в. в заселении был переломным. Сюда бежали крестьяне, спасаясь от тягостей крепостной неволи, находили убежище гонимые патриархом Никоном раскольники.
Один из исследователей Заволжья М.М. Зимин отмечает: “Много было разных вер и сект: православные и единоверцы, австрийского толка, спасова согласия, нетовщинцы, белопоповцы, баптисты и др.”
“Жили в лесу, молились пенью, венчались вокруг ели, а черти им пели”, – так говорили про лесных обитателей.


Краткий обзор про старообрядческие скиты на Керженце можно найти, например на википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 1%82%D1%8B

Вид с пожарной вышки на старообрядческую деревню Пенякша и Керженец:
Изображение
На нижегородских форумах до похода вычитал, что последнего жителя (старик 30 лет исправно работал лесником и следил за пожарной опасностью) почти насильно выселили судебные приставы буквально в феврале-марте этого года.

С XVII столетия в непроходимых Заволжских дебрях стали появляться новые насельники. Беглые холопы, крестьяне, посадские люди, рейтары, драгуны, солдаты, они ставили свои починки и заимки. Тогда и сложилась пословица: “Нечем платить долгу, дай пойду за Волгу”. Такова была закваска населения заволжских лесов.
Здесь можно было заняться охотой, в лесу – выбирай любое дерево, руби, топи дёготь, томи уголь, изготовляй лодки, бочки, гробы, корыта, лопаты, лоханки, шайки. Да мало ли можно различных изделий из дерева смастерить, не ленись и соображай.
В реках кишмя кишит рыба: плети снасти, вей леску, лови – и на сковородку, и вези на базар.
Не лежит у тебя душа к земледелию, животноводству или к пушному промыслу – осваивай другое.


Плакат на границе Керженского Заповедника:
Изображение

В 1641 году царь Михаил Фёдорович особым указом узаконил “ежегодное (в течение месяца) Макарьевское торжище”. Основателем Макарьева-на-Волге и Макарьевского монастыря на Жёлтых водах был преподобный Макарий, выходец из Нижнего Новгорода.
В 1816 г. после пожара торг был переведён к губернскому городу. Ярмарка не имела себе подобных ни в России, ни в Западной Европе. Принимала купцов со всей Российской империи, а также из Азии, Индии, Персии, Китая, Европы. В путеводителе по ярмарке, изданном в 1896 г. говорилось: “Нижний в торговом отношении уже давно сделался всемирно-историческим пунктом”. Дюма-отец, специально приехавший в Россию, чтоб увидеть Нижегородскую ярмарку, вспоминал: “Часов около 10 послышался сильный шум, наподобие раскатов грома, подобно гулу и грохоту перед землетрясением. Это был гул многотысячной толпы”.


Пройдя Керженец, впдаем с его водами в Волгу-Матушку, последние 3 км маршрута - с замечательным видом на Макарьевский монастырь:
Изображение

Закрытие ярмарки произошло в 1930 г. – она стала жертвой идеологических репрессий (раскулачивание, коллективизация) как “чуждое культурно-инородное и социально-враждебное” явление (секретарь Нижегородского Крайкома А. Жданов).
В конце двадцатых Белбажский Троицкий монастырь был закрыт, из его обитательниц – кто выслан, кто бежал сам. На территории и в его постройках разместилась машинно-тракторная станция (Залесная МТС), в одном храме – клуб, в другом – красильная мастерская.
…Не надо думать, что раньше только плохое было. Напрасно. Что заменит в жизни добрые человеческие отношения? Сейчас чуть ли не все помешаны на наживе, деньгах, корысти…


Дошли!
Изображение
А самое-то главное, что дошли 4 мая, в самый канун светлого Христова Воскресения, так что попали на Крестный ход и праздничную службу в монастыре, заложенном когда-то св. Макарием.

Интересное совпадение (вспомнился Гуляй-2011!): всё время похода было ясно, без осадков, и только во время Крестного хода пошёл дождь.

_________________
Хуг!
Буза на юге Москвы


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Заволжская глухомань. Река Керженец
СообщениеДобавлено: 05 июн 2013, 21:23 

Зарегистрирован: 29 дек 2008, 15:11
Сообщения: 808
:!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Заволжская глухомань. Река Керженец
СообщениеДобавлено: 04 окт 2013, 08:21 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 дек 2008, 17:32
Сообщения: 2306
Мы с друзьями двумя семьями тоже на байдарках по Керженцу сплавлялись. И тоже в мае, только двумя годами ранее. Впечатления отличные. Замечательный красивый отдых получился.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB